Пару раз задумывался о том, как так получилось, что в России уже был Ростов и кому-то же пришло в голову назвать еще один город Ростовым, а уже что бы не путаться стали уточнять, что это «Ростов-на-Дону». Все руки не доходили узнать подробности этой истории и как такое могло получиться.

Однако приехав неделю назад в Ростов-на-Дону я все же узнал эту историю, причем из уст квалифицированного источника. Рас
сказываю и вам…

Фото 2.

Как вы уже догадались, в Ростов-на-Дону я попал в составе автопробега питерских блогеро. Мы тестируем бесплатный аудиогид по трассе М-4 и Тавриде.

Огромное спасибо Туристско-информационному центру в Ростове-на-Дону, который в лице Дарьи Головко  предоставил нам замечательного экскурсовода Инну Удовенко. Инна провела нас по городу и рассказала интересные и познавательные истории о городе.

Итак, мы пошли по городу, где старое активно перемешивается с новым.

Фото 5.

Лично мне приятно отмечать, что люди не стремятся сломя голову переименовывать все вокруг и сносить памятники прошлым поколениям. Ну называется улица именем «Ленина» или «Социалистическая» да и ладно. Это наша история.

Фото 6.

Многие уверены, что Ростов-На-Дону — казачий город. На самом деле он всегда был городом купеческим и многонациональный. Очень и очень бросается в глаза Ростов армянский, тем более что армянская Нахичевань слилась с Ростовом. Много писали и о еврейском Ростове.  Был в свое время и Ростов татарский. Ведь первые крупные торжища назывались в Ростове «Татарскими базарами» и татары селились поближе ко всему, что связано со скототорговлей, ибо тогдашние татары ещё сохраняли связь со степным прошлым своего народа.

Это раскопи старой кладки:

Фото 7.

Был в Ростове ещё один народ, сохранивший связь со степью и живущий компактно. Впрочем, даже не живший, а наезжавший. Это калмыки. Когда был скотопродажный сезон и из степей нагоняли тысячные стада овец и лошадей, то калмыки ставили свои юрты прямо на городском выгоне и набивались во все близлежащие окраинные мазанки и халупы. Самое интересное, что калмыки привозили с собой большой разборный храм-хирул, где всю дорогу шли богослужения. Так что несколько месяцев в году в Ростове можно было увидеть настоящих буддийских монахов и священников-лам и услышать их заунывные песнопения, которые сопровождались дутьём в циклопические трубы. Буддийские ламы освящали скотское поголовье, проходили перед стадами процессиями, распевая тибетские гимны и раскручивая молитвенные барабаны. «С ммани падме хум!» — на все лады повторяли эти желтые священнослужители.

Фото 8.

Был ещё Ростов турецкий, то есть пара кварталов, примыкавших к набережной. Впрочем, турки, жившие там, были не домовладельцами, а самым бедным людом города. Большинство из них были временно проживающими, однако нет ничего более постоянного, чем временное. Для многих турок проживание в городе растягивалось на многие годы: они женились на ростовчанках и в конце концов сами становились ростовчанами.

Слышали вы наверняка и о Ростове итальянском. Память об итальянцах, некогда довольно многочисленных, осталась на могильных плитах Братского кладбища да ещё в итальянских деревянных ставнях. О, как много было их, этих милых ставен, в домах старых ростовских кварталов!

О ростовских и донских немцах писать стали недавно, но достаточно много. Немецкий след в истории Ростова тоже был заметный. Достаточно сказать о пивзаводе, который у нас основали немцы, назывался он «Новая Бавария». В самом красивом месте Ростова, на краю высокого крутого откоса, стояла немецкая лютеранская церковь- кирха. Впрочем, об этом в настоящей книге тоже достаточно подробно говорится.

Все это было возможным именно потому, что Ростов был купеческим городом. Дело в том, что самыми богатыми ростовцами в те времена были казаки! Именно казаки!

В 1749 году, на месте современного Ростова по указу императрицы Елизаветы Петровны была учреждена Темерницкая таможня. С этого времени и принято вести отсчет истории города. Потом уже, в 1761 году появилась крепость основанная для защиты южных русских границ

Фото 9.

Город расположился на перекрестке сухопутных и водных дорог, что способствовало его росту и развитию, торговый порт принимал суда русских, греческих, итальянских, турецких, армянских, персидских купцов.

Из указа Императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года: «Для сбора по тарифу и внутренних пошлин с привозимых из турецкой области и отвозимых за границу товаров таможную учредить по реке Дону вверх от устья реки Темерник урочища, называемого Богатый колодезь».

А это здание музыкального театра Ростова-На-Дону построено в 1999 году в виде рояля с открытой крышкой. Если честно наверное надо было выбрать какой то другой ракурс для наюлюдения, так как я так и не представил себе эту задуманную форму «рояля».

Фото 11.

Одна из известных достопримечательностей Южной столицы, три скульптурные композиции в виде шаров на улице Пушкинской. Многотонные шары с изображением сюжетов из жизни и творчества Александра Пушкина красиво светитятся в тёмное время суток.

Автором оригинальной достопримечательности является известный ростовский скульптор Анатолий Скнарин.

Фото 13.

Как то автор композиции рассказал в СМИ, что по задумке шаров на центральной улице должно было быть три, а не два.

– Первый шар – о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина, на втором шаре – Евгений Онегин. А третий шар у меня посвящен сказкам Пушкина.

Задумку скульптора одобрили, и через некоторое время шары действительно были созданы – в том количестве, в котором их запланировали. И на улице уже стояли подготовленные пьедесталы для трех произведений Анатолия Скнарина.

Однако третьей части масштабной фигуры город недосчитался. Причина отсутствия шара со сказками проста: району не хватило 30 тыс. руб. для того, чтобы забрать его с литейного завода. Шар так и стоял там несколько лет. Но скульптура была слишком велика, заводу было обременительно держать на своей территории это произведение искусства.

– В конце концов его разрезали на части и растянули к себе на дачи ребята-литейщики. Такова судьба этого шара, – пояснил автор скульптуры.

В 2003 году казачье общество «Всевеликое Войско Донское» предложило восстановить в Кировском сквере Покровскую церковь, а памятник Кирову перенести в другое место. Это предложение поддержал архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон. Верующих возмущало также наличие слова «Чорт» на постаменте памятника.

Против переноса монумента выступили коммунисты и представители ростовского отделения ВООПИК. Были назначены общественные слушания, и в итоге было решено перенести памятник в сквер на углу Кировского проспекта и улицы Пушкинской

А вот эта цитадель — центральная библиотека!

Фото 17.

В годы Великой Отечественной войны Ростов-на-Дону дважды оккупировался немецкими войсками, а в ходе боёв и бомбардировок было разрушено около 12000 зданий.

А еще, кто помнит, по одной из версий считаетсячто река Дон разделяет Европу и Азию, можно утверждать, что Ростов-на-Дону расположен сразу в двух частях света.

Фото 18.

У нас в городе ЗАГС — новое современное здание. Но в таком виде это выглядит более романтично.

Фото 19.

Памятник русскому полководцу, генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову в городе Ростов-на-Дону. Установлен в 1999 году.

Генерал-поручик Александр Васильевич Суворов в 1777 году был назначен в Приазовье командовать Кубанским корпусом. Путь на Кубань пролегал через крепость, которая была в то время военной опорной базой для русских войск приазовском и задонском крае. За три месяца пребывания на Кубани Суворов организовал систему укреплений, сделал линию обороны неприступной для неприятеля. По правому берегу Кубани было построено четыре укрепления и 20 редутов.

Еще ростовские пушки.

А эту историческую персону узнали? Его именем назван аэропорт в Ростове-на-Дону.

Фото 23.

Это Матвей Иванович Платов — атаман Донского казачьего войска (с 1801), генерал от кавалерии (1809), который принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII — начала XIX века (герой Отечественной войны 1812 года.)

Платов возглавил самое крупное и известное казачье войско в России. И по сей день казаки отмечают ту огромную организационную работу, которую провел на этом посту неутомимый Платов. А в 1805 году он основал существующий и поныне город Новочеркасск, ставший вместо регулярно затапливаемого Черкасска новой столицей войска. В ходе последовавшей в Европе войны четвертой антинаполеоновской коалиции принял командование всеми казачьими полками. Отличился при Прейсиш-Эйлау и Гейльсберге, за отважные и смелые кавалерийские налеты в войсках его прозвали «атаман-вихрь».

Фото 24.

А вот здание Государственного банка. У него есть интересная особенность. Посмотрите на следующее фото:

Видите на правой стороне дороги львов. Эта композиция должны быть входным фасадом в здание. Не кажется ли вам странным, что они оказались по другую сторону улицы?

Проект здания конторы Государственного банка петербуржский архитектор М.М. Перетяткович разработал ещё в 1910 году.  Первоначально фасад здания был спроектирован на Большую Садовую, однако имевшееся там место для постройки было недостаточным. За снос соседних зданий городская Дума запросила с банка непомерную сумму. «Обидевшиеся» банкиры развернули здание фасадом на Средний проспект (сейчас — проспект Соколова) и с «досады» соорудили напротив входа лестничный ансамбль со львами и фонтаном.

Сейчас «львы» — излюбленное место отдыха ростовчан и гостей города.

Фото 26.

Вот такая история…

А это Семикаракорская керамика. В 30-х годах двадцатого столетия множество кустарных мастерских с полностью ручным способом производства на примитивном оборудовании объединились в отдельную отрасль, образовав семикаракорский райпромкомбинат, который с 1972 года приступил к изготовлению художественной керамики. С этих пор семикаракорская посуда стала распространена во многих городах СССРа, и высоко там ценилась.

История разрушенного храма начиналась в 1875 году на площади между Средним и Большим проспектами закладкой временной небольшой церкви. Заложили ее в память избавления от опасности императора Александра II во время покушений 1866 и 1867 годов. 17 августа 1908 года при большом стечении народа состоялось его освящение.

И вот уже через 22 года храм был разрушен. В начале 1930 года объявили конкурс на проект краевого Дома Советов на площади Нового базара. После завершения конкурса 13 мая того же года в газете «Молот» публиковалось заявление начальника управления строительством Краевого Дома Советов тов. Мальте, о том, что «…принято решение Крайисполкома — приступить в нынешнем году к постройке дома — обязательно». И следом сообщалось, что по проекту «строительство захватываем и ту часть площади, на которой расположен бывший собор. В связи с этим необходимо снести здание.

Обычный порядок разрушения собора, как показало время, включал взрыв верхней его части и разборку основного четверика. Точной даты взрыва установить в настоящее время не удается. С уверенностью можно только сказать, что случился он между концом 1930-го и началом 1931-го года.

Так что, я вам еще не рассказал, как так получислось, что в России оказалось два Ростова? Ну тогда обязательно это сделаю во второй части поста

 

©