1852-1858.

Дворец княгини Юсуповой на Литейном проспекте строился в тот период, когда Зинаида Ивановна осталась вдовой.

Внутреннее убранство дворца не уступало фасаду. Поскольку дворец строился не для семьи, а для княгини лично, в нём нет деления на мужскую и женскую половины, более того, все помещения носят характер парадных. К огромному сожалению, интерьеры не сохранились — по большей мере, увидеть можно только великолепную лепнину, полы и картины.

Особое внимание привлекает библиотека, стены которой украшали панно работы Г. Робера, портретный и концертный залы, большая столовая. Первоначально во дворце располагался зимний сад — так хотела хозяйка. (Г. Боссе по какой-то причине не захотел потакать капризам заказчицы и отказался от создания самого большого по площади зимнего сада в столице России, и предлагал более скромное решение. Л. Боншед же полностью учёл все пожелания Зинаиды Ивановны). Сад был трёхуровневым, наверно, самым большим в городе. С водокачальной машиной, из которой по медным трубам поступала вода. С роскошными скульптурами и фонтанами. С любимыми княгиней Зинаидой Ивановной камелиями (48 сортов) и розами (более 20 сортов). В Европе в то время была мода на камелии — из-за романа Александра Дюма-сына “Дама с камелиями”. Мучительно жаль, что всё это мы увидеть, увы, не можем — ныне на его месте находится большой театральный зал.

Бонштедт достиг намеченной цели. Среди современников не осталось равнодушных при виде этого творения. Оно и сейчас впечатляет богатством и красотой внешней и внутренней отделки.

Княгиня Юсупова З. И. многие годы жила за границей, и роскошный дворец обычно пустовал.

Дворец на Литейном проспекте был завещан не любимой внучке, названной в честь бабушки Зинаидой, но внуку князю Феликсу Феликсовичу Юсупову (до наследования — граф Сумароков-Эльстон). Он не любил этот дворец (жил во дворце на Мойке), и в свою очередь сдал здание театральному обществу «Театральный клуб при союзе драматических и музыкальных деятелей», и переделывает зимний сад в большой концертный зал. В рамках театрального общества, в зале выступал театр-кабаре «Кривое зеркало», под руководством актрисы Холмской, и один спектакль был поставлен театром «Лукоморье» под руководством молодого Мейерхольда. Мероприятия «Театрального общества» посещал весь цвет Петербурга эпохи «серебряного века», в том числе А. Бенуа и А. Блок.

В военные годы первой мировой, дворец, а точнее его парадно-танцевальная часть, был отдан под госпиталь и женская половина высшего света, включая членов императорской семьи, вместо балов и иных увеселений, работали сёстрами милосердия. В 1917 году дворец был передан строителям и стал «Домом строителей», спустя год в нём оказался «Польский дом просвещения», в 1940 году был отдан под «Лекторий городского комитета», а спустя ещё семь лет его заняло всероссийское общество «Знание», которое там размещается и по настоящее время. И только в 1995 году, указом президента, здание получило статус памятника истории и культуры федерального значения.

 

 

 

Разглядывая прекрасную лепнину, можно узнать, что первоначальный проект разрабатывал архитектор Гаральд Боссе, а завершал работы Людвиг Бонштедт. Фасад поражает своей декоративностью (нужно отметить, что здание относится к стилю венское барокко) и массивностью: каменные кариатиды, три барочных фронтона, баснословно дорогая на то время облицовка песчаником (как местным, так и привезенным из Германии), большое количество колонн и пилястр. В решении фасада и интерьеров Бонштедт стремился к оригинальности и новизне, к свободной трактовке приёмов архитектуры барокко. Поставив задачу поразить петербуржцев новизной в зодчестве, архитектор и заказчица не считались с затратами. Так облицовочный камень, бременский песчаник, везли из Германии. Из этого же камня выполнены и детали фасада. Со стороны двора Бонштедт пристроил зимний сад.

 

 

 

Юсупова Зинаида Ивановна 1809-1893 г.г.

Зинаида Ивановна Юсупова. “Прекрасной” княгиня была уже, без преувеличения, только начав выезжать в свет. Нарышкина по отцу, она сразу же привлекла всеобщее внимание и была признана одной из первых красавиц. Со своим будущим мужем, князем Борисом Юсуповым, пятнадцатилетняя Зинаида, уже будучи фрейлиной, познакомилась во время коронационных торжеств Николая Павловича. Борису было тридцать лет и уже шесть из них он оставался вдовцом — жена его погибла при родах. Зинаида была блистательной красавицей, о чём свидетельствует воспоминание графа Соллогуба “… в устах всех были слышны имена графини Завадовской, Фикельмон, фрейлины княжны Урусовой и девицы Нарышкиной, впоследствии княгини Юсуповой. Все четыре были красавицы писаные, все четыре — звёзды первой величины тогдашнего петербургского большого света…”. Зинаида Ивановна вышла замуж за князя Юсупова, родила сына Николая и… разочаровалась в замужестве. Она влюблялась с очаровательной простотой и непосредственностью, она влюбляла в себя раз и навсегда, среди её поклонников были как офицеры, так и сам государь. Хорошо образованная, начитанная, умная, княгиня — настоящая “светская львица” — покоряла, очаровывала, завораживала. Княгиня отличалась самобытностью, и всегда имела своё мнение, не боясь, что оно может оказаться отличным от мнения большинства. Конечно, её положение в обществе гарантировало ей некоторую свободу, но всё же подобное поведение вызывало много вопросов и формировало неоднозначное отношение к личности княгини. При своей влюбчивости и кокетливости, она оставалась верной своим принципам и идеалам. И если кого-то выделяла, то многое делала для такого человека. Яркий пример: Зинаида Ивановна обожала Пушкина. Всегда защищала его в обществе, в частности и после злополучной дуэли. За что получила от поэта автограф в благодарность за такое участие. Не боялась княгиня и любить — второй брак её заключён по любви с французом, моложе её по возрасту. Многие возмущались мезальянсу, на что княгиня отреагировала радикально: просто купила титулы (граф де Шёво и маркиз де Серр) своему мужу и уехала из России.

 

 

 

Малахитовая гостиная.

Образцом для подражания послужила Малахитовая гостиная во дворце Демидова (ул. Б. Морская, 43).  

 

 

 

Золотая гостиная. 

Фрагмент напольного паркета. Выполнен по рисункам Антонио Ринальди.

 

 

 

Плафоны, медальоны и десюдепорты расписал художник Майков Н. А., отец известного поэта.

 

 

 

Танцевальная зала. Фрагмент.

Значительную часть отделки выполнил талантливый мастер-лепщик Дылев Т. П.

 

 

 

Синяя гостиная. Вся лепнина, работа Дылева Т. П., — гипс, раскрашенный под дуб.

После смерти князя Бориса дворец на Мойке стал собственностью их сына. Для себя же княгиня решила строить новый дворец на Литейном проспекте, в котором «самые прихотливые фантазии женского вкуса не могли быть выполнены более удачно и более удовлетворительно».

 

©




Статьи по теме: