Грандиозные мегалиты Среднего Поволжья мало известны и практически не исследованы. Огромные камни причудливой формы могли быть созданы и естественным путём – игра природы порой просто восхищает. Но на некоторых здешних камнях явно видны следы сложной механической обработки. Неужели древние люди обладали супертехнологиями?

Что туристу хорошо

Термин «мегалиты» знаком многим из нас. Он состоит из двух греческих слов: «мега» – большой, огромный и «литос» – камень. Но в данном случае речь идёт не просто о гигантских камнях или глыбах, а чаще всего о сооружениях из них или же о гигантских камнях необычных форм, как бы подразумевающих их искусственную обработку.

Какие образы обычно возникают у нас, когда мы слышим о мегалитах? Прежде всего, это английский Стоунхендж, дольмены Северного Кавказа или египетские пирамиды Гизы. Если же посмотреть на тематику шире, обнаружатся и «каменные сады» Карнака (Франция), и каменные лабиринты Карелии и Соловецких островов, хотя уж они-то сложены отнюдь не из огромных камней (!), и грандиозные храмовые комплексы Мальты, и развалины Тиуанако в Боливии.

Если задаться вопросом, что же объединяет все эти довольно известные объекты, ответ найдётся очень быстро. Все они, как правило, находятся в легкодоступных для туристов местах, хорошо разрекламированы в СМИ. И впрямь, если взять всё тот же именитый Стоунхендж, то мало кто из нас знает, что свой современный вид он приобрёл сравнительно недавно. Только в ХХ веке реставрационно-восстановительные работы за бюджетные (государственные!) деньги в этих местах проводились в 1919, 1920, 1958, 1959 и 1968 годах!

А все ли мегалиты России ограничиваются лишь теми, что принято упоминать в СМИ для развития национального и международного туризма? Конечно же, нет! Зачастую малоизвестные и малоисследованные комплексы находятся у нас буквально под боком. Им не повезло, о них почти не знают, их массово не посещают и не изучают. А, может быть, как раз наоборот – повезло? И они сохранились до наших дней в своём естественном, почти первозданном облике, избежав печальной участи Стоунхенджа, превращённого в лакированную осовремененную картинку в угоду сиюминутной прибыли.

Загадочные каменотёсы

Мегалиты Среднего Поволжья. Что о них известно? Да практически ничего! Упоминания во Всемирной сети об урочище Скрипинские Кучуры (Ульяновская область) и Рачейском «каменном лесе» (Самарская область) крайне скудны и довольно однообразны. Из них следует, что это всего лишь причудливые естественные образования, игра природы, так сказать. Ну, ещё, в крайнем случае, добавляют, что причудливые формы огромных камней, глыб и даже вертикально стоящих плит (!) – это работа ледника. Не совсем понятно, конечно, какого ледника, ведь общеизвестно, что до Средней Волги ледники последней «Великой стужи» (примерно 13 000 лет назад) свои языки не дотянули. Отсюда и наличие реликтовых растений, птиц и даже животных в Жигулёвском заповеднике, на территории Самарской Луки и на юге Ульяновской области.

Побывав в урочище Скрипинские Кучуры, я долгое время обдумывал и анализировал увиденное там, пребывая в некоторой растерянности. На самом деле удивляться и недоумевать было от чего. Большое количество огромных кварцитовых глыб и даже несколько довольно толстых плит первоначально наводили на мысли о древнем карьере, непонятно кем и когда разрабатываемом в этих приволжских лесах.

Кстати, о лесах. Если судить по высоте и диаметру произрастающих вокруг сосен, бор Скрипинских Кучур относительно молод, возраст его явно не больше ста лет. А значит, сравнительно недавно эти гряда и склон не маскировались хвойным лесом и были видны на многие километры окрест.

Опять же весьма странно для карьера наличие глыб необычно округлой формы. Именно странно, потому что они ну никак не похожи на валуны, встречающиеся в тех местах, где ледник утюжил поверхность планеты, обкатывая со всех сторон попадающиеся на его пути обломки скальных пород. Глыбы Скрипинских Кучур округлы отнюдь не со всех сторон. Больше похоже на то, что они либо искусственно обработаны человеком (или кем-то ещё, уж больно правильной формы эти округлости!), или сглажены мощными волнами прибоя Пермского моря, миллионы лет назад покрывавшего Русскую равнину от Урала и почти до Кавказа.

Из школьной программы природоведения известна сила и производительность значительных по объёму водных масс, способных за сотни и тысячи лет обкатать и сгладить даже очень прочные горные породы. Кварцит имеет твёрдость по шкале Мооса 7 единиц (для сравнения, алмаз – 10, а гранит – около 8 единиц). Разрушение поверхностного слоя свежих обломков при естественных условиях Средней полосы России (результат выветривания и периодического замерзания/оттаивания) у него начинается примерно через 250–300 лет. Вода, особенно волны морского прибоя, начнёт разрушать и сглаживать кварцитовые обломки, конечно же, гораздо раньше и быстрее. Но и ей вряд ли удалось бы на огромных глыбах получать почти идеальные формы кривых, ведь в природе в ходе естественных процессов образуется крайне мало геометрически правильных форм и линий (кристаллы – это, скорее, исключение, чем правило!).

И, наконец, версия искусственной механической обработки. На первый взгляд она-то и выглядит наиболее простой и вероятной. Но это только на первый поверхностный взгляд. Да, многие камни и глыбы несут на себе явные следы механической обработки. В них есть отверстия и пропилы. Допустим, это остатки какого-то древнего карьера. Многочисленные следы сверления и отверстия разных диаметров от 5 до 50 мм говорят в пользу этой версии. Но как тогда объяснить наличие в других камнях искривлённых тупиковых каналов и даже сквозных отверстий самых разных профилей: и круглых, и овальных, и треугольных, и более сложных форм? Для чего в обычном карьере по добыче строительного материала такие «изыски»? А плиты с нанесённым явно механическим способом рисунком типа «округлая бровка»? Зачем они в карьере? Ведь, как правило, добывают строительный (или скульптурно-архитектурный) материал в одном месте, а обрабатывают в другом.

Опять-таки допустим, что это был не совсем обычный карьер, а карьер-мастерская. Это хоть как-то объясняет наличие художественно обработанных камней и плит. Но для чего в камнях изогнутые («резиновыми» свёрлами работали?) каналы геометрически правильных форм? Зачем в карьере-мастерской стилизованные, грубо обработанные каменные фигуры, напоминающие пресмыкающихся и земноводных: голова змеи, крокодила, черепахи, лягушки? Прямо какой-то тотемный зоопарк! А как выше уже отмечалось, кварцит далеко не самый удобный для скульптора материал! Или это рабочие карьера так развлекались в обеденные перерывы, вырезая из очень твёрдой горной породы древнего кряжа фигуры зверей, которые в обозримом прошлом на Средней Волге не водились.

Сходная картина и в Рачейском «каменном лесу», за исключением того, что там нет каменных скульптур, аналогичных скрипинским. Хотя, возможно, они просто не сохранились.

И ещё. Сравнительно недавно выяснилось, что кварцитовые плиты с полустёртыми знаками в виде стрелок и отдельными буквами, подозрительно похожие на скрипинские или рачейские, встречаются по всей Самарской области – на расстоянии более 200 км от Скрипино и Рачейки.

По моему мнению, Скрипинские Кучуры очень уж напоминают какой-то древний храмовый комплекс пока неизвестной нам цивилизации. И они терпеливо ждут своих исследователей.

Владимир Горевой

Фото автора

 

©




Статьи по теме: