Идея посетить Самарканд возникла спонтанно. У меня было несколько свободных дней, я долго листал карту и думал, куда бы поехать. Везде либо была плохая погода, либо неудобные перелёты. И тут я внезапно вспоминаю про Самарканд! Билет стоил 9000 рублей, что относительно недорого, когда покупаешь его за 5 часов до вылета. Оплачиваю, хватаю чемодан и быстро еду в Шереметьево.

Самарканд – город с очень красивым названием! Я был тут лет 10 назад, когда на машине путешествовал вокруг Аральского моря. Но тогда я в Самарканде не задержался.

– Нечего тут делать! У нас всё снесли, никакой красоты не осталось! За красотой надо в Бухару или Хиву! – сказал мне тогда знакомый. Поэтому в Самарканде мы не задержались, и город я совсем не помню. Но название всё равно вселяло надежду, что через 4 часа полёта я окажусь как минимум в восточной сказке!

Первые подозрения, что с Самаркандом что-то не так, появились в аэропорту, когда я пытался найти отель. В городе не было ни одного сетевого отеля! А у доступных отелей были подозрительные названия: почти все они назывались мужскими именами. Отель «Константин», отель «Дамир» и так далее. Отеля «Илья» не было. Ну и было много вопросов к дизайну этих дворцов, облицованных дешёвой китайской плиткой и щедро украшенных неуместной лепниной.

Выбрал тот, что поближе к центру. Не успел я завершить бронирование, как мне на «ВотсАпп» упало сообщение: «Здравствуйте, Илья! Вас беспокоят из отеля, хотел уточнить, во сколько приедете».

Я много лет путешествую, и впервые кто-то через минуту после бронирования писал мне в мессенджер! Это было приятно. Договорились, что хозяин отеля лично встретит нас в аэропорту.

Самолёт был загружен процентов на 30%, так что я соорудил из пледов роскошную кровать и лёг спать.

На входе в здание аэропорта стоят медики и измеряют температуру всем пассажирам. Паспортный контроль прошёл быстро, потом немного разговорился с таможенником, который оказался излишне общительным.

На выходе из аэропорта уже ждал хозяин отеля.

– Скажите, а где у вас самый лучший плов? – я сразу начал знакомство с важных вопросов. Как можно приехать в Узбекистан и не поесть плова?
– Здесь недалеко от аэропорта, «Джони» ресторан, около ресторана «Гранд Султан». Это лучший плов в городе.
– Спасибо!
– Только к 12 часам приезжайте туда!
– Почему к 12?
– Потому что у нас плов готовят к 12 часам, а к часу дня его уже не будет.

В Самарканде действительно плов готовят утром, и в хорошем месте он быстро заканчивается. В каком-нибудь туристическом ресторане вам, конечно, разогреют плов и на ужин, но вообще, так не принято. Плов едят утром. В хорошие места звонят и спрашивают, во сколько будет готов плов – к этому времени и приезжают.

Спать я лег в шестом часу, уже светало, так что плов был вместо завтрака!

Я приехал в «Джони» немного раньше. Из старых «Жигулей» мальчишки выгружали лепёшки. В машине всё заднее сидение было завалено огромными блинами узбекских лепёшек. А во дворе в огромном казане готовили плов! Он был накрыт тканью, словно большим блином.

– Здравствуйте, проходите! – встретил нас официант. – Занимайте любой столик.

В зале было около 10 столиков, почти все свободны. За одним сидели мужчины и пили чай.

– У нас в ресторане только плов. Сейчас я вам принесу лепёшку, сметану и чай. Потом салат. И минут через 30 уже будет готов плов! – официант решил пресечь мою попытку попросить меню и сразу объяснил, что это ресторан одного блюда и выбирать тут ничего нельзя.

В Узбекистане народ очень радушный. Тут действительно тебя встречают как хорошего друга и важного гостя. В России такое бывает, если узнают, что ты медийный человек. Тогда ты можешь рассчитывать на повышенное внимание, комплименты и особое отношение. В Узбекистане так относятся к любому человеку. Это бесконечно приятно.

И вот уже повар приглашает поснимать, как он готовит плов! Выходит владелец ресторана и рассказывает, что каждый день они готовят 300 порций это волшебного блюда, которое у них и в самом деле очень быстро раскупают. Большинство людей берёт плов на вынос.

Только сейчас, когда я пишу этот текст, я понимаю, что забыл сфотографировать плов! Но поверьте, это был один из лучших пловов, которые я когда-либо пробовал! Вот прямо сейчас готов опять купить билет в Самарканд, быстро от аэропорта доехать до «Джони» и окунуть хрустящую лепёшку в густую сметану, выпить ароматного зелёного чаю и раствориться в огромной тарелке волшебного плова! Ох, вы не поймёте, это надо пробовать!

Но главное блюдо в Узбекистане – наверное, не плов, а лепёшка! Их тут продают буквально на каждом шагу, как в Стамбуле бублики. Лепёшки тут едят на завтрак, обед и ужин. Без лепёшки не обходится ни одна трапеза. И глядя на относительно стройных узбеков, я не понимаю, как им удаётся сохранять фигуры, поедая лепёшки целыми днями!

По центру дороги стоит фигурка регулировщицы ростом чуть больше метра. Она призывает зачем-то остановиться. Не очень понятно, зачем, если есть светофор? Если на секунду представить, что она имитирует реального регулировщика, то правила предписывают слушать не светофор, а его… Что хотели сказать узбекские гаишники?

03. На этом фото хорошо видно, как измельчал человек! Раньше вполне нормально было делать двери высотой метра три, высоченные потолки. Теперь достаточно поставить пластиковую будку и две арки с цветочными горшками. Масштаб не тот!

04. С точки зрения истории смотреть в Самарканде особо нечего. Есть, конечно, Регистан, парочка мавзолеев и мечетей… Но всё это обходится максимум за полдня.

05. Новая архитектура в Самарканде расстраивает.

06. За Регистаном красота заканчивается.

07. Теперь вот так:

08. В плане благоустройства всё тоже очень грустно.

09. Лавочка

10. С точки зрения архитектуры интерес представляют либо средневековые памятники, либо уцелевшие остатки сталинок.

11. Смотрите, какой роскошный шрифт!

12. А вот чудом сохранившийся советский детский садик!

13.

14. Посмотрите на эти деревянные ворота! Сейчас такое нечасто встретишь.

15. Но самая большая проблема в Самарканде в том, что это очень опасный город! Стоит на секунду расслабиться – и вы сломаете себе ноги, а возможно, умрёте! Например, тут совершенно нормально, когда перед переходом бордюр высотой 40 см. То есть это не перепад высот, это просто высоченный камень лежит как преграда.

16. Провалы асфальта? Почему бы и нет!

17. Но самая жесть с арыками. Подземной ливневой канализации тут нет, зато, как это часто бывает в Азии, тут есть сеть арыков – канав вдоль дорог, куда уходит вода. Арык не просто отводит воду. В деревнях вода может служить для полива. В арыках купаются дети, в них моют посуду, в них сливают всякое говно. В общем, важная часть культуры. А ещё в арык можно провалиться и умереть.


18. Местные привыкли, а вот туристу надо смотреть под ноги. Странно, почему их не закроют решётками?

19. Вот так выглядят улицы в центре. Безбарьерная среда!

20. Кстати, арык может быть и посреди дороги! Опять же, никаких ограждений. Говорят, часто в них заезжают зазевавшиеся водители.

21.

22. Раскопать яму посреди дороги? Почему бы и нет!

23. Сортировка мусора

24. На случай войны на улицах уже стоят противотанковые заграждения.

25. Торчащий острый кусок уголка посреди парковки – обычное дело!

26.

 

27. В общем, будете в Самарканде – будьте предельно внимательны на улицах!

28. Парковка

29. Иногда Самарканд напоминает российскую провинцию. Тут так же много рекламы.

30. Тут тоже ПАЗики вместо нормального общественного транспорта.

31.

32. Конечно, я не мог приехать в Самарканд и не зайти на базар.

33. Базар тут просто шикарный!

34. Жалко, зимой мало фруктов местных, почти всё турецкое. Зато летом…

35. Народ подсаживается на сканворды.

36.

37. Гранаты пошли

38. Перевозка свежих лепёшек

39.

40. Орешки

41. Продажа амулетов из волка

42. Любому узбеку важно, чтобы был красивый номер! Поэтому продавцы сим-карт пишут на листках все доступные телефонные номера. Я вот уже много лет вообще не обращаю внимания на телефонный номер, всё равно он записан. А вот раньше было важно иметь красивый номер, и люди платили деньги за «золотые номера».

43.

44. Вокзал Самарканда ещё в советское время проектировали москвичи. Удивительно, что он прошёл все реконструкции и остался почти в первозданном виде!

45. Интерьер. Чтобы попасть на вокзал, нужен билет, но если очень попросить, то достаточно будет паспорта.

 

46. Тут, кстати, тоже есть театр безопасности и две зоны контроля. Все вещи просвечивают на сканере.

47. Хорошо

48. Лепёшка в дорогу

В советское время Самарканд пытались сделать столицей Узбекской ССР, а такой статус подразумевал, что в городе должен быть трамвай. Поэтому в 1924 году в там построили трамвайную линию. Сначала это была узкоколейка, по которой курсировал паровоз с несколькими вагончиками, прозванный «кукушкой». В 1930 году столицу Узбекской ССР перенесли в Ташкент, и проект самаркандского трамвая был надолго заброшен.

Его открыли лишь после войны, в 1947 году. Теперь это был уже нормальный электрический трамвай, который двигался по стандартной колее, но вместе с ним по тем же рельсам ходили поезда. Хотя линия была востребованной (она соединяла железнодорожный вокзал и Сиабский базар), она прожила только 26 лет. В 1973 году движение трамваев прекратилось, линия и депо были разобраны, а все вагоны – списаны. Как и во многих западных городах, трамвай в Самарканде был уничтожен под предлогом развития автомобильного транспорта.

При этом в столичном Ташкенте трамвайная система активно расширялась и в итоге стала самой большой в Средней Азии. Но её здоровье было подорвано распадом СССР. Дальше всё происходило как у нас: закрытие и сокращение линий и в конце концов полная ликвидация в 2016 году.

49. Удивительно, но в том же 2016 году трамвай решили возродить… но не в Ташкенте, а в Самарканде. С таким предложением выступил новый (на тот момент) президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Линию построили буквально за год, но маршрут не повторял прежний. Тот соединял вокзал и базар, а новая ветка была проложена от вокзала к микрорайону Сат-Тепо.

50. Вагоны для Самарканда были закуплены чешские, Vario LF, которые как раз были списаны в Ташкенте. Трамваи в городе курсируют ежедневно с 6 утра до 23:00 с интервалом около 7 минут. Проезд стоит 1400 сумов, или 9,3 рубля.

Проблема в том, что целесообразность возвращения трамвая в Самарканд никто не изучал. Собственно, вернули его только потому, что так захотел президент. Насколько она будет востребованной, покажет время.

Строили линию железнодорожники, поэтому на одной из центральных улиц города оказался путеукладчик. Выглядит забавно:

В итоге линию построили быстро, но некачественно: кривые в поворотах сложены из нарезанных прямых рельсов, стыки не заварены, на поворотах вагоны еле ползут, потому что риск сойти с рельсов слишком велик.

Фото: gre4ark

51. Кроме того, для трамвая забыли построить депо, так что некоторое время вагоны были бездомными. Трамвайные остановки, как и в большинстве городов России, совмещены с автобусными. Поэтому, чтобы сесть в трамвай, пассажиры должны сначала выйти на проспект, под колёса машин. Проблему решило бы строительство посадочных платформ, но в Самарканде решили просто нарисовать их краской на асфальте:

Ещё трамвай забыли физически отделить от автомобильных полос, так что некоторые ездят прямо по трамвайным путям. Это большая ошибка: трамвай не должен стоять в пробках вместе с личными автомобилями и маршрутками, иначе смысл его теряется.

 

©




Статьи по теме: