Биологический музей им. К. А. Тимирязева находится на Малой Грузинской улице в усадьбе, принадлежавшей крупнейшему собирателю русских и восточных древностей, купцу Петру Ивановичу Щукину. 

Этот усадебный комплекс уникален своей архитектурой. Расположенные в центре Москвы «терема» построены в конце XIX- начале XX века в очень популярном тогда русском стиле (также его называют псевдорусский или новорусский стиль). Архитектурный комплекс состоит из трех зданий — «Старого музея», в нем сейчас размещается администрация музея, «Нового музея», в котором расположены экспозиционные залы, и одноэтажного флигеля, но в музейный комплекс он не входит. МОСГОРТУР вспоминает историю «теремов».

Коллекционеры Щукины

В начале 1880-х годов купец Иван Васильевич Щукин основал Торговый дом «Щукин и сыновья». Его фирма была одной из крупнейших в России, торговала в основном тканями и мануфактурными изделиями как внутри страны, так и за границей. Своих сыновей Иван Васильевич сделал младшими партнерами: Николай занимался поставками из России, Петр работал со странами Востока, Сергей отвечал за связи с Западом.

Братья Щукины были коллекционерами. Например, Сергей увлекался импрессионизмом и поддерживал художников этого еще непризнанного направления искусства. Так, около десяти лет Сергей Щукин финансировал Пабло Пикассо. Купец даже создал в своем особняке галерею — Музей нового западного искусства. Кстати, сейчас вся коллекция Сергея Щукина, это около 250 полотен импрессионистов, находится в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Пристрастия Петра Ивановича Щукина с возрастом менялись, поэтому его коллекция была очень разноплановой. Сначала он собирал старинные немецкие и французские гравюры, литературу. Потом он увлекся предметами из стран Востока — персидские шали, турецкие ковры, шелковые ткани из Индии и Китая. Позже Петр начал коллекционировать предметы русской старины. 

Причем собирал он самые обычные бытовые вещи, которые отражали жизнь разных сословий. Петр Щукин покупал только предметы с историей. Вместе с увлечением коллекционированием у Петра Щукина возникла идея строительства отдельного здания для своих собраний.

Петр Иванович ЩукинАнтон Усанов, МОСГОРТУР

С чего все началось

После смерти отца Щукины поделили фирму — каждый получил большой капитал, что дало братьям возможность пополнять свои коллекции еще активнее. Мечта Петра Щукина о здании для коллекций стала реальностью. В 1891 году он купил у потомков князей Грузинских землю с большим садом на окраине Москвы, в районе «Грузины». Участок был примерно в два раза больше, чем нынешняя территория.

Осенью того же года Петр Щукин заказал известному тогда архитектору Борису Фрейденбергу строительство здания в русском стиле. Суть этого стиля заключается в подражании элементам русской архитектуры деревянных домов XVI-XVII столетий — всевозможные резные наличники, башенки, навесные гирьки и так далее.

Фасад музеяФото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

Здание для купца было построено не деревянное, а каменное — помня о московских пожарах, Петр Иванович опасался за сохранность коллекции. При строительстве были соблюдены все меры противопожарной безопасности — между залами установлены массивные металлические двери, на окнах — плотно закрывающиеся металлические ставни. Все это сохранилось в усадьбе по сей день.

Главное хранилище старого музеяФото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

Для того, чтобы почерпнуть больше особенностей старой русской архитектуры, летом 1892 года Петр Щукин вместе с архитектором Борисом Фрейденбергом специально ездили в Ярославль и Ростов-Ярославский, где сохранились постройки XVII века. Много элементов было скопировано с ярославских церквей, в частности, изразцы и висячие «гирьки» с храма Иоанна Предтечи.

Строительство было закончено осенью 1893 года. Так появился музей «Российских древностей П. И. Щукина».

Верхний вестибюль старого музеяФото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

Увеличение коллекции — расширение площадей

Через некоторое время Петр Иванович Щукин решил построить еще одно здание и пригласил известного архитектора Адольфа Эрнестовича Эрихсона. В 1897 году он приступил к возведению второго здания усадебного комплекса, которое сейчас выходит фасадом на Малую Грузинскую улицу. К осени 1898 года строительство было завершено. Эрихсон создал уникальное здание, сочетающее в себе элементы русской и западноевропейской архитектуры.

Новый музей. Вид со стороны Малой Грузинской улицыФото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

Для завершения усадьбы Щукин в 1904 году пригласил еще одного архитектора Федора Никитича Кольбе — купец хотел построить музейный склад для архивных документов. Здание возвели в начале 1905 года.

Музейный складФото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

Тогда же под руководством Адольфа Эрнестовича построили и въездные ворота с решеткой.

Щедрый подарок

После завершения строительства усадьбы Петр Щукин решил подарить свою коллекцию вместе со зданиями и участком земли государству, в частности, Императорскому Российскому Историческому музею им. Императора Александра III. Но при этом оговорил несколько условий: купец останется пожизненным хранителем коллекции, на свои средства продолжит ее пополнять, никогда его собрания не будут расформированы и усадьба должна называться «Отделение Императорского Российского Исторического музея им. Императора Александра III- Музей П. И. Щукина».

Щедрый подарок был принят со всеми условиями. Собрания купца в полтора раза превышали численность экспонатов Императорского исторического музея. Петр Щукин был награжден орденом Станислава и получил звание действительного статского советника, которое приравнивалось к должности генерала по линии Министерства просвещения и давало право на потомственное дворянство.

Гостиная в Новом музееФото предоставлено Биологическим музеем им. К. А. Тимирязева

Художники в музее

Многие художники — современники Щукина — приходили в музей и рисовали предметы из его коллекций для воссоздания исторической точности своих работ. Например, у Василия Сурикова на картине «Степан Разин» изображен персидский ковер — это точная копия малоазийского ковра XVIII века из коллекции Петра Ивановича. 

Валентин Серов для росписи занавеса Дягилевского театра в Париже взял за основу персидские миниатюры. На картине Василия Верещагина «Двери Тамерлана» изображены два сторожа в бухарских халатах, которые полностью повторяют халаты, привезенные Щукиным с Востока.

Василий Суриков «Степан Разин». Обратите внимание на ковер, на котором сидит атаман

Василий Верещагин «Двери Тамерлана (Тимура)». Халаты стражей художник «подсмотрел» в музее Щукина

Судьба усадьбы после смерти Петра Щукина

После смерти Петра Щукина в ноябре 1912 года, вопреки оговоренным условиям, его коллекции практически сразу начали перевозить в подвалы Исторического музея, но из-за череды политических событий — Первая мировая война, революция, Гражданская война — закончить удалось только к началу 1925 года.

В усадьбе разместили один из филиалов Исторического музея — «Музей старой Москвы». Потом решением Совнаркома эти здания были переданы музею «Центральной промышленной области». Но уже в конце 1920-х годов его закрыли, и усадьбу самозахватом занимали разные организации, мастерские и так далее.

В начале 1930-х годов часть помещений отдали под студенческие общежития, хотя жили там не только студенты. Большой выставочный зал разделили на 12 маленьких комнат — сейчас в этом помещении располагается администрация музея. От внутренних интерьеров уцелело очень немного.

Начало истории Биологического музея в усадьбе

Долгое время усадьбой никто не занимался и постепенно она стала разрушаться. Но в 1934 году, по ходатайству Максима Горького, Моссовет решил передать эти здания Биологическому музею.

Музей переехал в усадьбу летом 1935 года, начал проводить ремонтные работы и постепенно разворачивать экспозиции. К весне 1941 года все было готово к полноценной работе, но началась Великая Отечественная война, и деятельность музея была приостановлена. Коллекции были эвакуированы в объединенные хранилища, а в зданиях усадьбы разместились курсы Красного Креста. Некоторые сотрудники музея остались преподавать — рассказывали о физиологии человека, используя в качестве наглядного материала музейные экспонаты. За 1941−1943 гг. в музее обучились более 10 тысяч медсестер и санитаров.

В конце 1943 года эти здания передали Геологическому фонду для размещения геологических материалов. Здание вернули Биологическому музею в декабре 1946 года.

Туннель

В Биологическом музее им. К. А. Тимирязева, помимо тематических и научных мероприятий, на регулярной основе проводятся экскурсии по усадебному комплексу. И безусловной «фишкой» является самый настоящий подземный туннель, в котором раньше размещались картины. Соединить два здания крытой галереей Щукину предложил художник Верещагин во время строительства «Нового музея».

Еще при Петре Ивановиче Щукине на большом приусадебном участке, помимо зданий и построек, находилась оранжерея. В 1930−40 годах часть планировочной структуры была утрачена. Но оранжерея существует и сейчас, она также открыта для посетителей.

С 1995 года музейный комплекс имеет статус памятника градостроительства и архитектуры федерального значения.

Биологический музей им. К. А. Тимирязева Антон Усанов, МОСГОРТУР

Автор текст Екатерина Баранова

https://www.ridus.ru/news/291021

 

©








Смотрите также: