Тайна лагеря "Дождевого червя"

 

Тайна лагеря "Дождевого червя"

Луч фонаря облизывает холодные бетонные стены длинного тоннеля и растворяется в темноте. Под ногами бежит вода, а над головой снуют летучие мыши. Каждый шаг гулким эхом разносится по мрачным тоннелям. Впереди нас ждут десятки километров ходов, казармы, склады, подземные вокзалы и неприступные ДОТы на поверхности. Все это — одна из уникальнейших фортификационных систем, когда-либо возведенных в Европе, — подземная крепость нацистов, которую прозвали «Лагерь дождевого червя» военно-инженерном феномене времен Третьего рейха.

История эта довольно запутанная, мало подтвержденная свидетельствами и проигнорированная официальной исторической наукой. Но чем-то тайна польского местечка Кеньшица завораживает — как приключения Индианы Джонса, героя любимого многими цикла фильмов о отважном археологе и искателе приключений…..

 

Впервые на просторах бывшего СССР о «Лагере дождевого червя», по-немецки «Regenwurmlager», начали говорить в 1995 году. Все больше публикаций стало появляться о существовании развалин подземного города нацистов, затерянных в лесах северо-западной Польши, недалеко от ее границы с Германией. Причем, в отличие от большинства других статей о тайнах Третьего рейха, в этом случае речь идет о факте вполне достоверном и доступном для обозрения. Что, однако, не только не снижает, а наоборот, увеличивает интерес к нему со стороны любителей тайн истории.

Впервые на просторах бывшего СССР о «Лагере дождевого червя», по-немецки «Regenwurmlager», начали говорить в 1995 году. Все больше публикаций стало появляться о существовании развалин подземного города нацистов, затерянных в лесах северо-западной Польши, недалеко от ее границы с Германией. Причем, в отличие от большинства других статей о тайнах Третьего рейха, в этом случае речь идет о факте вполне достоверном и доступном для обозрения.

Что, однако, не только не снижает, а наоборот, увеличивает интерес к нему со стороны любителей тайн истории.

Исторические предпосылки

Окончание Первой мировой войны принесло Германии полное поражение и подписание крайне невыгодного Версальского мирного договора. Она лишалась колоний и части своих территорий, должна была выплачивать огромные репарации, численность армии и вооружения была строго ограничена. Все это привело к серьезным кризисным политическим и экономическим явлениям, которые с ходом времени позволили прийти к власти нацистской партии. В 1930-х годах Европу поразил фортификационный бум.

Предчувствие нового глобального военного конфликта витало в воздухе, поэтому многие страны начали строить на своих границах оборонительные линии. Не стала исключением и Германия, которая, вопреки запрету на строительство долговременных укреплений по условиям Версальского договора, начала возводить на своих границах так называемые Западный и Восточный валы, поскольку и Польша, и Франция представляли собой реальную угрозу для крепнувшей нацистской Германии.

Тайна лагеря "Дождевого червя"

Строительство Восточного вала

Оборонительная линия, получившая название «Излучина Одера — Варты», являлась центральной частью Восточного вала, новой фортификационной линии, возведенной на границе Германии с Польшей в середине 1930-х годов. Длина укрепрайона здесь составляла порядка 80 километров. Эта линия должна была защитить путь на Берлин, до которого отсюда всего 120 километров.

До войны эти земли входили в состав Германии и были переданы Польше только в 1945-м. Первые изыскательские работы по проектированию Восточного вала были проведены еще в конце 1920-х годов в режиме строжайшей секретности. Помимо полевых укреплений, в полосе обороны были активно задействованы водные преграды. Были построены дамбы, шлюзы и мосты, которые позволяли контролировать уровень воды в реках и озерах и в случае нападения затапливать большие пространства полей, превращая их в болота, не давая продвигаться танкам и живой силе противника.

Схема центрального участка укрепрайона «Излучина Одера — Варты»

Схема центрального участка укрепрайона «Излучина Одера — Варты»

Главную огневую силу нового укрепрайона должны были составить железобетонные ДОТы, или, как их принято называть по-немецки, панцерверки. Основу обороны укрепрайона составили типовые ДОТы класса B. У немцев была своя классификация огневых точек по типу сопротивляемости попаданию снарядов и толщине стен.

Самой серьезной огневой точкой были панцерверки класса A с толщиной стен в 3,5 метра. У сооружений типа B толщина стен составляла 1,5 метра. Весь укрепрайон делился на 13 опорных пунктов, которые называли веркгруппами (в каждую входит от 2 до 5 отдельных ДОТов). Это позволяло улучшить взаимодействие огневых точек при решении боевых задач, поскольку каждая веркгруппа имела единую систему обороны и командования.

Больше всего ДОТов находилось в центральном секторе «Излучины Одера — Варты» в районе современного польского городка Мендзыжеч (бывший немецкий Мезеритц). Дело в том, что южный и северный секторы изобиловали водными преградами и не нуждались в высокой плотности сооружений долговременной фортификации, в то время как самый важный участок практически не имел никаких гидротехнических заграждений и при его обороне рассчитывать приходилось только на бетонные ДОТы. Но немцам и этого показалось мало. Именно здесь немецкое командование приступило к строительству настоящего подземного города, который должен был связать между собой подземными ходами все ДОТы.

Панцерверк 719

Панцерверк 719

Сеть укреплений в районе Мендзыжеча получила неофициальное название «Лагерь дождевого червя», или Regenwurmlager, — вероятно, от названия небольшой речки Regenwurm, что течет неподалеку. Это уникальный инженерный объект, который не имеет аналогов в мире и поражает своим размахом. Немцы решили связать тоннельной системой протяженностью более 80 километров семь опорных пунктов (веркгрупп) в центральной части укрепрайона, чтобы превратить его в неприступную автономную крепость с железнодорожным сообщением, казармами, складами боеприпасов и продовольствия, госпиталем для солдат, электростанцией и другими удобствами.

Строительство тоннелей проходило в атмосфере строжайшей секретности, поскольку немцы делали вид, что соблюдают условия Версальского мира. Возведением подземной части тоннельной системы занималась военно-строительная организация Тодта, где работали профессионалы высшего класса: инженеры, строители, электрики и так далее. Изначально работа по возведению тоннелей велась вручную силами более 10 тыс. рабочих.

Тайна лагеря "Дождевого червя"

Затем были применены проходческие щиты, что позволило ускорить темпы работы до 65 метров тоннеля в сутки. В ходе строительства были применены все доступные на тот момент технологии. Активная работа велась до мая 1938 года, после чего была приостановлена, а все силы по строительству укреплений были перенесены на Западный вал, поскольку угроза со стороны Польши, по мнению немецкого руководства, была минимальна.

Даже в незаконченном виде эта система укреплений поражает своими масштабами. В период с 1934 по 1938 год в районе Мендзыжеча было проложено суммарно около 35 километров подземных ходов, которые связали в единую сеть 22 ДОТа.

Длина подземной части «Лагеря дождевого червя» почти такая же, как у Минского метрополитена, который раскинулся на 37 километров.

Глубина заложения тоннелей варьируется от 30 до 50 метров в зависимости от местности. Через всю систему проходит главный тоннель длиной более 8 километров. От него отходят ответвления поменьше, которые ведут к отдельным ДОТам и опорным пунктам. Помимо тоннелей, под землей были возведены 18 вокзалов со стрелочными разъездами для узкоколейной дороги.

Тайна лагеря "Дождевого червя"

Оценочная стоимость всех работ на комплексе составила более 600 млн рейхсмарок.

Это колоссальная сумма даже для окрепшей экономики Германии конца 1930-х. Гитлер дважды приезжал с проверкой на строительство укрепрайона и был недоволен тем, что на таком серьезном фортификационном объекте установлено незначительное количество тяжелого вооружения.

На самом деле к концу 1930-х годов во всем укрепрайоне не было ни одного казематированного артиллерийского или противотанкового орудия. Одних лишь пулеметных огневых точек было явно недостаточно для ведения боевых действий с применением танков. Строительство двух артиллерийских крепостей класса A было на начальном этапе.

С начала войны эти укрепления «Лагеря дождевого червя» практически никак не использовались. Лишь с 1943 года в недрах крепости начинает действовать подземный завод по производству авиационных двигателей. По мере приближения фронта к границам Германии немцы решают подготовить укрепрайон к обороне.

Позиция огнемета. На нижнем уровне находились топливные цистерны

Позиция огнемета. На нижнем уровне находились топливные цистерны

К началу 1945 года лишь малая часть ДОТов были заняты гарнизонами. Отсутствие противотанковой артиллерии не позволило организовать оборону от наступающей Красной армии, и в течение трех дней — с 29 по 31 января — большинство укреплений было захвачено и уничтожено. Отдельные укрепления, оставаясь в осаде, продолжали сопротивляться до апреля 1945 года.

Панцерверк 717

После войны подземные сооружения «Лагеря дождевого червя» использовались советскими и польскими военными. Сейчас многие ДОТы разрушены, а некоторые сохранившееся используются в качестве музеев. Начнем наше знакомство как раз с одного такого музея — панцерверка 717.

Тайна лагеря "Дождевого червя"

Этот ДОТ был построен в 1937—1938 годах и имел класс прочности B (толщина стен — 1,5 метра, как и у многих панцерверков центральной части укрепрайона). Сооружение имело два этажа. На верхней части укрепления находились два шестиамбразурных бронеколпака для пулеметов, одна наблюдательная башня, а также огнемет и гранатомет для обороны подступов к сооружению. Вход в ДОТ также защищал пулемет, установленный в напольной стене.

Тайна лагеря "Дождевого червя"

На первом ярусе находились казармы, боевые казематы, командный пункт и так далее. Нижний ярус занимали помещения обеспечения (вентиляция, электропитание, склады).

Жилой отсек для командирского состава

Жилой отсек для командирского состава

Пулеметный каземат для защиты входа

Пулеметный каземат для защиты входа

Тайна лагеря "Дождевого червя"

На подступах к укрепрайону были сооружены полосы противотанковых заграждений: сухие рвы и так называемые «зубы дракона», которые представляли собой бетонные надолбы конусообразной формы. ДОТ имел выход в подземную часть. По замыслу конструкторов, одну часть должен был занимать лифт, а другую — лестница, но лифты практически нигде не успели смонтировать.

Тайна лагеря "Дождевого червя"

В подземной части ДОТа были устроены казармы для личного состава, склады, госпитали, технические помещения для обслуживания и зарядки батарей электровозов.

Тайна лагеря "Дождевого червя"

Заброшенная часть лагеря

Попасть в заброшенные тоннели не так-то просто. Многие ДОТы были уничтожены в результате боевых действий зимой 1945 года, некоторые целые сооружения не были оборудованы лестницами, а часть сохранившихся входов просто закрыты решетками. Это объясняется тем, что в подземных лабиринтах на зимовке находится самая большая колония летучих мышей в Европе, поэтому входы закрывают, чтобы непрошеные гости не тревожили рукокрылых.

Панцерверк 719, относящийся к веркгруппе «Гнейзенау», цел, но вход надежно заварен решеткой. Сверху сохранились наблюдательный бронеколпак и вентиляционный оголовок. Никаких шансов проникнуть внутрь здесь нет.

Тайна лагеря "Дождевого червя"
Тайна лагеря "Дождевого червя"

Следующий панцерверк 724 цел. Входная решетка выпилена добрыми людьми, на поляне перед укреплением припарковано несколько автомобилей. Хороший знак для желающих спуститься вниз.

Тайна лагеря "Дождевого червя"

Здесь можно спуститься на нижние ярусы. Сооружение выглядит точно так же, как музейный 717-й ДОТ. Спускаемся в подземные галереи. Под каждым ДОТом было устроено множество помещений. Здесь были электричество, водопровод, телефон, вентиляция и канализация.

Тайна лагеря "Дождевого червя"

Главная галерея, проходившая через весь укрепрайон, была эллипсовидной, имела ширину 3—4 метра и высоту до 5 метров. По ней были проложены рельсы, по которым двигались электропоезда, работавшие на аккумуляторах. Поезда могли перевозить грузы и людей.

Главный тоннель

Главный тоннель

Тайна лагеря "Дождевого червя"

На линии были построены станции (подземные вокзалы), где поезда могли разгрузить или загрузить, подзарядить севший аккумулятор или перевести на другой путь при помощи железнодорожной стрелки. Настоящее метро!

Вокзал «Дора»

Вокзал «Дора»

Вокзал «Фридрих»

Вокзал «Фридрих»

Механизм перевода стрелки

Механизм перевода стрелки

Что же видел военный прокурор?

Возможно, знай Стивен Спилберг о воспоминаниях бывшего военного прокурора, полковника юстиции в отставке Александра Лискина, отважный американский археолог Джонс проявлял бы чудеса ловкости и хитрости в подземельях северо-западной Польши. Александр Иванович уверен, что там находится невероятный по своим масштабам подземный город, выстроенный немцами для защиты своих границ.

В своих мемуарах Александр Лискин рассказывает о поездке в затерянное в складках рельефа польское селение Кеньшица. Случилось это в 60-х годах прошлого века. Именно здесь немцы в свое время построили свой Мезерицкий укрепрайон, включающий оборонительный вал, военный городок и другие объекты, от которых тогда остались лишь развалины и отдельные сооружения. Немцы называли укрепрайон Regenwurmlager, то есть «Лагерь дождевого червя».

Тайна лагеря "Дождевого червя"

«Лагерю» наверняка придавали огромное значение, хотя никто не знает, зачем он был вырыт. Строят только догадки. Скорей всего, «Лагерю» отводилась роль укрепрайона, который должен был служить плацдармом для нападения на Восточную Европу и защищать Германию по главной стратегической оси: Москва — Варшава — Берлин. Именно отсюда немецкие войска двинулись на Варшаву, а после на Москву.

После войны в бывшем немецком городке базировалась одна из бригад связи Северной группы советских войск, в которую и приехал военный прокурор. Он осмотрел окрестности и озеро Кшива, восхитившись его красотой и спокойствием. Однако Лискин еще не догадывался, что прямо под его ногами змеятся туннели метро, выстроенные фашистами и заброшенные теперь навсегда!

Желая развлечь высокого гостя, коллеги, сопровождавшие прокурора, показали Лискину островок на озере и сообщили, что он медленно дрейфует по водной глади, словно плот. У Кшивы было продолжение в форме аппендикса, в центре которого гость увидел металлическую башню, напоминающую воздухозаборники московского метро. А терриконы — искусственные насыпи вокруг озера, как оказалось, пронизываются ходами, устремляющимися вглубь земли.

1945 год, зима — после захвата этой территории советские специалисты не могли обойти вниманием странный объект. Но, обнаружив множество расходящихся туннелей, побоялись проникнуть в них на достаточно большое расстояние. Ведь война еще не кончилась. Объект мог быть заминирован, а в туннелях, возможно, укрывались эсэсовцы. Но по окончании войны в районе Мендзыжеча были дислоцированы советские части Северной группы войск. Их представители также пытались произвести разведку. Однако, остерегаясь мин, особого рвения не проявили, потому успеха не достигли. Дверь из толстой брони заварили автогеном, а про «Лагерь» позабыли. Следующую попытку предприняли лишь в 1980-х годах. Тогда советские военные осуществили инженерно-саперную разведку, но завершить ее не смогли. Необходимые объемы работ, оказались непосильными из-за недостатка средств. Потому в наши дни временами в подземелье спускаются только любители, которые тем более не в силах разведать объект такого масштаба.

1945 год, зима — после захвата этой территории советские специалисты не могли обойти вниманием странный объект. Но, обнаружив множество расходящихся туннелей, побоялись проникнуть в них на достаточно большое расстояние. Ведь война еще не кончилась. Объект мог быть заминирован, а в туннелях, возможно, укрывались эсэсовцы. Но по окончании войны в районе Мендзыжеча были дислоцированы советские части Северной группы войск. Их представители также пытались произвести разведку. Однако, остерегаясь мин, особого рвения не проявили, потому успеха не достигли. Дверь из толстой брони заварили автогеном, а про «Лагерь» позабыли. Следующую попытку предприняли лишь в 1980-х годах. Тогда советские военные осуществили инженерно-саперную разведку, но завершить ее не смогли. Необходимые объемы работ, оказались непосильными из-за недостатка средств. Потому в наши дни временами в подземелье спускаются только любители, которые тем более не в силах разведать объект такого масштаба.

Лискин знал, что с конца войны и до начала 1950-х «Лагерь дождевого червя» был заброшен, и только русские, поселившись здесь, занялись разведкой этих мест. Прежде всего в окрестностях укрепрайона поработали саперы, разыскивая минные поля и склады оружия. Бойцы исследовали всю округу и сделали множество удивительных открытий: например, обнаружили подземный силовой кабель, колодец и многое другое, указывающее на наличие масштабного подземного объекта.

Нашли они и замаскированный вход в туннель, по-видимому, оборудованный ловушками, так как один смельчак, на спор въехавший в него на мотоцикле, назад так и не вернулся. В начале 1950-х связистам все же удалось проникнуть в туннель и они даже смогли пройти по нему несколько километров. На своем пути военные увидели множество ответвлений, но сворачивать куда-либо не решились.

Поэтому нет ничего удивительного, что о «Лагере дождевого червя» известно не слишком много. Нам не известны даже истинные размеры этого подземного сооружения. Очевидно, он представляет собой гигантский лабиринт из множества туннелей с бесчисленными ответвлениями, расходящимися к северу, югу и западу. В них, как в метро, проложены электрифицированные двухпутные узкоколейки. Но что перевозили по ним электропоезда, кто были их пассажирами — неизвестно. Есть сведения, что фюрер два раза посещал «Лагерь дождевого червя», но с какой целью, также не ясно. Предположительно, что здесь находятся ключи от многих секретов Третьего рейха, к примеру, склады произведений искусства и иных сокровищ, награбленных в оккупированных странах, не говоря уже о запасах оружия и взрывчатых веществ.

Поэтому нет ничего удивительного, что о «Лагере дождевого червя» известно не слишком много. Нам не известны даже истинные размеры этого подземного сооружения. Очевидно, он представляет собой гигантский лабиринт из множества туннелей с бесчисленными ответвлениями, расходящимися к северу, югу и западу. В них, как в метро, проложены электрифицированные двухпутные узкоколейки. Но что перевозили по ним электропоезда, кто были их пассажирами — неизвестно. Есть сведения, что фюрер два раза посещал «Лагерь дождевого червя», но с какой целью, также не ясно. Предположительно, что здесь находятся ключи от многих секретов Третьего рейха, к примеру, склады произведений искусства и иных сокровищ, награбленных в оккупированных странах, не говоря уже о запасах оружия и взрывчатых веществ.

Слухи и факты

Все-таки странно, что Александр Лискин не попытался заглянуть в лабиринт. Описание «Лагеря дождевого червя» прокурор приводит со слов безымянного офицера, который тоже сам не видел Regenwurmlager, а только слышал рассказы людей, побывавших под землей.

«Под нами, насколько можно предполагать, подземный город, где имеется все необходимое для автономной жизни в течение многих лет.
При свете аккумуляторных фонарей люди вошли в подземное метро. Это было именно метро, так как по дну туннеля проложена подземная железнодорожная колея. Почти сразу они обнаружили подземный крематорий. Возможно, именно в его печах сгорели останки строителей подземелья.

Рассказывают, что в этом месте базировались два полка, школа дивизии СС «Мертвая голова» и другие части. Когда немцам стало ясно, что они могут оказаться в окружении, нацисты поспешили ретироваться. Это было сделано буквально в течение нескольких часов, хотя единственная дорога, по которой можно было бы отступить на запад, была уже занята советскими танками. Трудно было себе представить, как и куда возможно было за несколько часов ускользнуть из этой природной западни почти целой дивизии. Вероятней всего, для своего спасения фашисты воспользовались проложенными под лагерем подземными туннелями.

Рассказывают, что в этом месте базировались два полка, школа дивизии СС «Мертвая голова» и другие части. Когда немцам стало ясно, что они могут оказаться в окружении, нацисты поспешили ретироваться. Это было сделано буквально в течение нескольких часов, хотя единственная дорога, по которой можно было бы отступить на запад, была уже занята советскими танками. Трудно было себе представить, как и куда возможно было за несколько часов ускользнуть из этой природной западни почти целой дивизии. Вероятней всего, для своего спасения фашисты воспользовались проложенными под лагерем подземными туннелями.

Грандиозная подземная сеть оставалась для непосвященных грозящим опасностями лабиринтом». Кроме впечатлений офицера, Лискин передает и описание «города», сделанное одним из последних командиров кеныницкой бригады, полковником В.И. Спиридоновы м. Надо сказать, что подземный немецкий туннель в 1970-е годы уже превратился в экзотический аттракцион, правда, только для избранных — высших офицеров Советской армии, заброшенных в эти места судьбой и командованием.

Спиридонов рассказывает об инженерно-саперном заключении, в котором значилось, что под гарнизоном было обследовано 44 километра подземных коммуникаций. Высота и ширина туннеля составляла по три метра, стены и потолок метро укреплены железобетонными плитами, пол выложен плитами каменными. Сам Спиридонов спустился в туннель на армейском «уазике» и проехал по лабиринту в сторону Германии 20 километров.

Позднее в лабиринт спускались и другие группы военных. Они обнаружили железнодорожные колеи, кабели для подачи электроэнергии, множество ответвлений, причем замурованных, и многое другое. По словам капитана Черепанова, побывавшего в «Логове», «это был рукотворный подземный мир, являющий собой прекрасную реализацию инженерной мысли». В нем было все необходимое для автономной жизни на протяжении многих лет. Черепанов с группой военных спускался в подземелье через дот по стальным винтовым лестницам. При свете кислотных фонарей они вошли в подземное метро. «Это было именно метро, так как по дну тоннеля проложена железнодорожная колея. Потолок был без признаков копоти. По стенам — аккуратная расшивка кабелей. Как видно, локомотив здесь двигала электроэнергия… Начало тоннеля находилось где-то под лесным озером. Другая часть была устремлена на запад — к реке Одер. Почти сразу нашли подземный крематорий. «Возможно, именно в его печах сгорели останки строителей подземелья», — говорил Черепанов.

Позднее в лабиринт спускались и другие группы военных. Они обнаружили железнодорожные колеи, кабели для подачи электроэнергии, множество ответвлений, причем замурованных, и многое другое. По словам капитана Черепанова, побывавшего в «Логове», «это был рукотворный подземный мир, являющий собой прекрасную реализацию инженерной мысли». В нем было все необходимое для автономной жизни на протяжении многих лет. Черепанов с группой военных спускался в подземелье через дот по стальным винтовым лестницам. При свете кислотных фонарей они вошли в подземное метро. «Это было именно метро, так как по дну тоннеля проложена железнодорожная колея. Потолок был без признаков копоти. По стенам — аккуратная расшивка кабелей. Как видно, локомотив здесь двигала электроэнергия… Начало тоннеля находилось где-то под лесным озером. Другая часть была устремлена на запад — к реке Одер. Почти сразу нашли подземный крематорий. «Возможно, именно в его печах сгорели останки строителей подземелья», — говорил Черепанов.

Интересно и другое. Вокруг озера оставалось немало сохранившихся и разрушенных объектов военного времени, построенных из железобетона. Мощные доты были оборудованы крупнокалиберными пулеметами и пушками, а под ними на глубину до 50 метров уходили этажи, где располагались казармы и склады. Наземные и подземные строения соединялись между собой и лабиринтами метро.

И немцы, построившие Regenwurmlager, и русские, его откопавшие, информацию о туннеле тщательно скрывали как от местных жителей, так и от местного правительства. Известно, что только один польский краевед, доктор Подбельский, активно интересовался лабиринтом, но исследовал его только в первые послевоенные годы, до того, как в немецком военном городке разместился русский гарнизон.

Стало известно, что как высота, так и ширина ствола подземного метро составляют примерно три метра. Его стены и потолок выполнены из железобетонных плит, пол выложен прямоугольными каменными плитами. Горловина плавно опускается и ныряет под землю на глубину в 50 метров. Тут туннели разветвляются и пересекаются, имеются транспортные площадки-развязки. Главная магистраль шла в западном направлении. Потому предположили, что, возможно, она проходит под Одером. Ведь до него от Кеныиицы всего 60 км. Куда она идет дальше и где ее конечная станция — трудно было даже представить. Возможно, лабиринт был связан с заводом и стратегическими подземными хранилищами, находящимися в районе сел Высока и Пески, которые расположены в двух-пяти километрах западнее и севернее озера Кшива. Интересно, что на его дне в ясную погоду возможно разглядеть нечто, похожее на люк. Его называют «глазом преисподней». Вероятно, люк был сделан для того, чтобы лабиринт в случае необходимости можно было затопить, при этом очень быстро. Но если люк до сего дня закрыт, то значит, что им не воспользовались в январе 1945 года. Следовательно, можно предположить, что подземный город не был затоплен, а только «законсервирован до особого случая». Что хранят и чего ждут его горизонты и лабиринты?

Стало известно, что как высота, так и ширина ствола подземного метро составляют примерно три метра. Его стены и потолок выполнены из железобетонных плит, пол выложен прямоугольными каменными плитами. Горловина плавно опускается и ныряет под землю на глубину в 50 метров. Тут туннели разветвляются и пересекаются, имеются транспортные площадки-развязки. Главная магистраль шла в западном направлении. Потому предположили, что, возможно, она проходит под Одером. Ведь до него от Кеныиицы всего 60 км. Куда она идет дальше и где ее конечная станция — трудно было даже представить. Возможно, лабиринт был связан с заводом и стратегическими подземными хранилищами, находящимися в районе сел Высока и Пески, которые расположены в двух-пяти километрах западнее и севернее озера Кшива. Интересно, что на его дне в ясную погоду возможно разглядеть нечто, похожее на люк. Его называют «глазом преисподней». Вероятно, люк был сделан для того, чтобы лабиринт в случае необходимости можно было затопить, при этом очень быстро. Но если люк до сего дня закрыт, то значит, что им не воспользовались в январе 1945 года. Следовательно, можно предположить, что подземный город не был затоплен, а только «законсервирован до особого случая». Что хранят и чего ждут его горизонты и лабиринты?

В 1980-е годы Подбельскому было за 80, и он рассказывал, что строительство этого объекта началось еще в 1927 году, а с 1937-го работы пошли в скоростном режиме, так как Гитлер готовился к войне. Краевед утверждал, что фюрер и сам приезжал сюда из Берлина — по рельсам подземной дороги. А скрытые коммуникации ведут метро к тайным заводам и стратегическим хранилищам в пяти километрах от озера Кшива.

И озеро это — тоже с секретом. Площадь Кшивы — более 200 тысяч метров, а шкала глубин — от трех до 20 метров. На его заиленном дне многие рыбаки замечали большой люк, который, возможно, и должен был скрываться под тем самым плавучим островом. Люк этот мог служить кингстоном для экстренного затопления лабиринта, но в январе 1945-го немцам, вероятно, было не до затопления.

Под метровой броней этих колпаков на глубину до 30–50 м уходили подземные этажи, в которых находились спальные и бытовые помещения, склады боеприпасов и продовольствия, узлы связи. Подступы к дотам были надежно прикрыты минными полями, рвами, бетонными надолбами, колючей проволокой и инженерными ловушками. От бронированной двери внутрь дота вел мостик, который в случае необходимости мог опрокинуться под ногами непосвященных, и они неминуемо рухнули бы в глубокий бетонный колодец под ним. Очевидно, исследование лабиринта «Лагеря земляного червя», этой «дороги в ад», способно преподнести еще немало сюрпризов. Но для этого необходимы большие средства. Тратить же их, скорей всего, не хочет ни Польша, ни Германия, ни Россия. Кроме того, наверняка существуют причины и стратегического характера. А малочисленные и плохо оснащенные группы исследователей-любителей не в состоянии осуществить серьезную разведку. Это дает почву для утверждений, что лабиринт тянется вплоть до Берлина, что он является одним из объектов, где нацисты старались создать атомное оружие, а его туннели хранят сокровища Третьего рейха, награбленные по всему миру. Некоторые исследователи полагают, что именно в лабиринтах «Лагеря дождевого червя» скрыта знаменитая «Янтарная комната». Вероятно, что в архивах Германии сохранились какие-то документальные следы, а может, и свидетельства строителей и пользователей этого военно-инженерного феномена, но пока о них ничего не известно…

Под метровой броней этих колпаков на глубину до 30–50 м уходили подземные этажи, в которых находились спальные и бытовые помещения, склады боеприпасов и продовольствия, узлы связи. Подступы к дотам были надежно прикрыты минными полями, рвами, бетонными надолбами, колючей проволокой и инженерными ловушками. От бронированной двери внутрь дота вел мостик, который в случае необходимости мог опрокинуться под ногами непосвященных, и они неминуемо рухнули бы в глубокий бетонный колодец под ним. Очевидно, исследование лабиринта «Лагеря земляного червя», этой «дороги в ад», способно преподнести еще немало сюрпризов. Но для этого необходимы большие средства. Тратить же их, скорей всего, не хочет ни Польша, ни Германия, ни Россия. Кроме того, наверняка существуют причины и стратегического характера. А малочисленные и плохо оснащенные группы исследователей-любителей не в состоянии осуществить серьезную разведку. Это дает почву для утверждений, что лабиринт тянется вплоть до Берлина, что он является одним из объектов, где нацисты старались создать атомное оружие, а его туннели хранят сокровища Третьего рейха, награбленные по всему миру. Некоторые исследователи полагают, что именно в лабиринтах «Лагеря дождевого червя» скрыта знаменитая «Янтарная комната». Вероятно, что в архивах Германии сохранились какие-то документальные следы, а может, и свидетельства строителей и пользователей этого военно-инженерного феномена, но пока о них ничего не известно…

В 1992 году русские покинули Кеньшицу, оставив полякам загадки подземного лабиринта.

Возможно ли все это?

Обычно, если о чем-то особенно впечатляющем молчит официальная наука, то данный факт — либо полная чушь, либо стопроцентная правда, но как-то связанная с современными людьми и реалиями.
О том, почему так мало исследуется «Лагерь дождевого червя», можно только гадать. А на досуге стоит задуматься: как вообще был построен Regenwurmlager?

Тайна лагеря "Дождевого червя"

И почему немцы не соорудили такой лабиринт в Германии? На момент его строительства Польша была свободной страной (с 1921 по 1939 год), что могло бы стать препятствием для столь активной работы немцев. Да и сама Германия в 1927 году едва вставала на ноги после Первой мировой войны, получив в 1924 году миллиардные займы от США и Великобритании. Вряд ли у немецкого правительства было достаточно средств на столь масштабное мероприятие.

Сам замысел — организовать метро в соседнем государстве — кажется весьма странным. Если лабиринт строили в оборонительных целях, на случай, как говорил Лискин, «если война покатится вспять», получается, что возможностями подземного города фашисты так и не сумели воспользоваться. Они спасли некоторые военные части, но к радикальным переменам на фронтах это не привело.

Тайна лагеря "Дождевого червя"

«Лагерь дождевого червя» постоянно сопровождает ореол таинственности и загадочности. Каких только мифов и легенд не было придумано про эти мрачные тоннели. Здесь и оккультная мистика нацистов, и секретные лаборатории пришельцев. По факту, построенная в конце 1930-х годов подземная система является инженерным шедевром, настолько же прекрасным, насколько и бездарным. Развитая подземная инфраструктура абсолютно не соответствовала слабым оборонительным сооружениям, делая весь комплекс абсолютно бесполезным.

Огромная сумма в 600 млн рейхсмарок была закопана в этих лесах совершенно напрасно. Стоило ли в таком случае заморачиваться и рыть все эти многокилометровые туннели? Остается надеяться, что польские историки сумеют раскрыть нам загадки «Лагеря дождевого червя» и объяснить, когда и зачем строился этот укрепрайон. А мы пока подождем очередного фильма из цикла об Индиане Джонсе!

 

 

 

©