Скальный выход (Чертово окно) на Юрме

Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения.

В.И.Вернадский

Юрма – гора (1002 м.) на севере национального парка «Таганай» на территории Кусинского района Челябинской области, считается северной оконечностью Южного Урала, севернее нее – горы Среднего Урала (из Википедии).

Весь хребет Юрмы протянулся между истоков рек Уфа и Куса с юга на север на двадцать с лишним километров. По верху хребта каменные останцы и курумник перемежаются низкорослым густым ельником и обширными полянами, как их называют – «горная тундра»

Горная тундра на Юрме

Большинство путешественников, побывавших на Юрме, отмечают, что лес там труднопроходимый, природа дикая, склоны нередко крутые, поросшие высокой травой, много следов медведя. Граница Национального парка «Таганай» проходит по западному склону хребта и захватывает только саму вершину горы Юрма, на которой расположена вышка тригопункта со смотровой площадкой (сейчас разрушена). Весь остальной хребет в территорию парка не входит, вероятно, из-за отсутствия удобных для передвижения троп и дорог. Большинство туристов посещают вершину с вышкой тригопункта и скалы «Чертовы ворота». Некоторые по тропе (примерно 2 км на север) доходят до останцев «Чертово городище», на одном из которых есть треугольное окно, называемое «Чертовым треугольником». Далее на север расположены скалы «Чертов палец», «Чертово окно» и «Башмак». «Чертовщины» в названиях добавили русские люди, которые с середины 16 века н.э., после разгрома Казанского ханства, начали активно заселять и осваивать уральские земли. После «Чертова городища» троп нет совсем, поэтому, не имея средств навигации или компаса, можно легко заблудиться. Места здесь очень дикие, ельник густой и захламленный, можно увидеть муравейники с человеческий рост. Повсюду встречаются звериные переходы, лежки и многочисленные следы пребывания медведя. Порой начинает казаться, что они (медведи) здесь хозяева, а все остальные – случайные гости. Лично меня Юрма привлекает своей дикостью и отсутствием многочисленных туристов. Как оказалось, эти места хранят тайны, о которых речь пойдет ниже.

Курумник на Юрме

В 2014 году, летом, поднявшись на отдаленный скальный выход юрминского хребта, мы обнаружили среди курумника каменную плиту с тремя выдолбленными в ней прямоугольными пазами, заполненными водой

Пазы в плите

Размеры плиты примерно 1,3 х 3,0 х 0,4 м, а размеры пазов – 80 х 150 х 100 мм. Надеясь найти еще что-либо подобное, я стал ходить вокруг и осматривать камни курумника. Метрах в тридцати от плиты с пазами я обнаружил сверху на камне на первый взгляд бесформенный кусок обожженного ржавого железа, который, судя по наличию на нем лишайника, лежал здесь достаточно долго (смотри фото №3, 4). Находки озадачили: когда и для чего людям понадобилось выдалбливать в каменной плите эти три паза на вершине хребта? Первое, что пришло в голову: пазы в плите – это формы для отливки металлических заготовок. То есть наверху, где всегда дует ветер (что дает естественный приток кислорода в зону горения), наши предки плавили металл из железной руды, а найденный кусок обожженного железа – остаток от этой деятельности.

Плита с пазами

Я отправил фотографии находок специалистам по археологии и истории, и, к моему удовольствию, мне прислали ответ, который предоставил археолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Уральского отделения РАН, руководитель раскопок на острове Веры на озере Тургояк Станислав Аркадьевич Григорьев: «Прочие фото – два я не понял, похоже на немного ошлакованную керамику… А выбитые углубления – это специальные пазы для вставки деревянных клиньев и раскалывания. Это колоть камень на правильные куски. Поэтому больше похоже на каменоломню. Тот же принцип на острове Веры, но там не такие правильные, древнее. Эти очень упорядоченные. Сравнительно поздние. Самые ранние подобные есть в позднем Египте, каменоломни у Асуана. Григорьев». К этому ответу, в качестве примера, была приложена фотография

Каменоломня у Асуан в Египте

Итак, предположим, что с этой плитой люди работали в бронзовом веке в период 1,5-2 тыс. лет до н.э., хотя вопрос, касающийся даты, лучше отправить к специалистам, если заинтересуются. Чтобы продолбить такие пазы в кварцитовой плите, имея инструменты из бронзы, надо было затратить немало усилий и времени. Значит, для чего-то это было нужно? Тогда возникает вопрос: что строили наши предки на вершине хребта, работая с плитой, вес которой составляет порядка четырех тонн? Возможно, когда-нибудь Юрма эту тайну нам откроет.

Теперь вернемся к бесформенному куску обожженного ржавого железа. При внимательном рассмотрении он уже не кажется таким бесформенным.

Осколок, ровная поверхность, на которой виден приросший лишайник. Сплющенная сторона снизу

Поверхность одной стороны у него относительно ровная и местами блестящая, противоположная поверхность неровная, с острыми выступами, как будто отломлена, а нижняя часть сплющена. Например, если кусок чугуна разогреть до пластичного состояния, то при ударе (или падении) о какую-нибудь поверхность произойдет такая же деформация (сплющивание).

Осколок, отломленная поверхность, сплющенная сторона сверху

По всей поверхности этого образца видны небольшие золотистые и другие инородные включения, некоторые из которых можно увидеть невооруженным глазом. Если этот образец поднести к компасу, то стрелка отклоняется, и, если прочертить им по белой бумаге, то никаких следов ржавчины не остается. В домашних условиях, определив массу образца (87 г), затем объем (15 см3) методом вытеснения из мензурки воды, я вычислил его плотность, которая составила 5,8 г/см3. Плотность железа составляет 7,8 г/см3, плотность камня (кварцита) – 2,68 г/см3, плотность бурого железняка – 3,4-4,0 г/см3. Из всего этого можно заключить, что найденный образец – не железо, не камень и не кусочек бурого железняка. Тогда я предположил, что это осколок метеорита, который, судя по описаниям, похож на железокаменный (по справочникам, плотность железокаменных метеоритов составляет 5,0 -6,0 г/см3). И каково же было мое удивление, когда, рассматривая спутниковую карту участка хребта, на котором найдена плита и этот осколок, я увидел на ней неестественно правильный круг, отличающийся от общего фона.

Этот круг, диаметром примерно 100-120 м, находится на расстоянии около 700 м от осколка и, возможно, имеет к нему отношение, например, является местом падения метеорита. Сделанные мною выводы пока следует рассматривать как предположение. Поэтому на вопросы, действительно ли это осколок метеорита, а круг на карте – место его падения и каково время его появления на курумнике, могут ответить только специалисты. Человек – существо любопытное: что-нибудь интересное подобрал, если не понравилось – выбросил. Найденный же осколок лежал «припечатанный» к камню всего в 30 метрах от плиты, из чего напрашивается вывод, что он появился там уже после того, как были выбиты пазы. Так ли это было на самом деле, хотелось бы узнать.

И еще одна тайна есть у Юрмы – это происхождение ее названия. Как я понял – вопрос происхождения оронима Юрма пока остается открытым. В многочисленных описаниях сказано, что в переводе с башкирского языка ороним Юрма означает «Не ходи!», так как склоны горы круты и труднопроходимы из-за густого леса. Это толкование впервые приведено в «Горном журнале» за 1825 г. (№5). В справочнике А.К. Матвеева «От Пай-Хоя до Мугоджар» встречается перевод этого слова – «Дремучий лес». Однако в начале 19 века считалось, что башкиры – это коренное население Южного Урала, которые всегда там жили и первые упоминания о которых приходятся на 4-9 века н.э. Сейчас понятно, что на Южном Урале задолго до башкир жили другие народы, в том числе и народы, называвшие себя ариями (арья). Найденная плита с пазами прямо указывает на то, что и на Юрме обитали люди задолго до башкир, следовательно, название этой горы могло несколько отличаться. Ариями называли себя далекие предки индийцев и иранцев. Мы не будем вдаваться в многочисленные гипотезы появления ариев на Южном Урале, только отметим, что к середине 16 века до н.э. часть из них покинула свою родину и направилась в Индию и Иран. Об этом свидетельствуют данные индоиранских языков, а также древнейшие письменные памятники – Авеста иранцев и Ригведа индийцев. Ригведа – огромный по объему сборник поэтических гимнов богам ариев (1028 гимнов). Изучение этого уникального исторического произведения помогает получить представление о культуре и языке индоариев, а также об исторических событиях того времени. Теперь вернемся к названию горы Юрма. В обзорном реферате Евтушенко И.П. «Арии на Урале» встречается термин из Ригведы arma, который М. Уилер трактует как руины, а В. Рау – как покинутая стоянка ариев. Также в сборнике «Вопросы археологии Урала» (выпуск №26) в статье Г.Б. Здановича ««Укрепления», «крепость» в археологии синташтинско-аркаимской культуры в поэтической традиции «Ригведы»» приводятся толкования термина arma как развалины городов Индской цивилизации (Т. Барроу) и кучи мусора и отбросов на покинутых стоянках ариев (В. Рау). То есть обобщенно можно сказать, что термин arma означает нечто разрушенное (руины, развалины, куча мусора и отбросов) на покинутых стоянках ариев. Очевидно, что нам никогда не удастся точно узнать происхождение оронима Юрма, но резонно предположить, что эта гора во времена обитания на ней ариев могла иметь название Арма, которое впоследствии трансформировалось в башкирском языке в название Юрма. Каменные останцы на Юрме действительно напоминают руины

Руины Юрмы

В то же время, если арии что-то строили на Юрме, а затем прекратили по какой-то причине, то эта местность могла называться покинутой стоянкой. Если падение метеорита все же имело место, то, вероятнее всего, это было воспринято людьми как наказание свыше, а у ариев это событие могло породить страх перед Индрой, главным богом ригведийского пантеона, богом войны и громовержцем. Тогда, может быть, это и есть ключ к ответу на вопрос о причине запрета ходить на гору и происхождении названий Юрма (или Арма), с которыми связаны выражения «не ходи; руины; развалины; покинутая стоянка ариев»?

Хочется думать, что эти места скрывают от нас еще какую-нибудь тайну, о которой, возможно, мы когда-нибудь узнаем. А пока всего две находки, которые нам так «любезно подарила» эта таинственная Юрма, навели на цепочку размышлений, которые я попытался изложить в этой статье. Ясно одно, что когда-то на Юрме обитали люди и от них мы получили запрет ходить на эту гору. Может, стоит подумать над тем, чтобы Юрму взять под охрану государства, расположив границу Национального парка «Таганай» по восточному склону хребта? Ну а пока, мы, как и прежде, будем лазить по курумникам и заросшим склонам Юрмы, несмотря на предостережение «Не ходи!», надеясь, что эти места нам что-нибудь еще откроют.

Оригинал статьи размещен в сентябрьском номере журнала Уральский следопыт за 2019 год здесь http://www.uralstalker.com/uarch/us/2016/02/18/

Автор Шипов Вадим


Интересное слово ЮРМА, сразу почему-то на ум сразу приходит название курорта в Латвии — ЮРМАЛА. Посмотрим что говорит Википедия — «Юрмала (латыш. Звук Jūrmala — дословно «взморье») … вот так вот, ВЗМОРЬЕ, то есть  — «прибрежная часть моря». А что в Латвии только одно место считалось прибрежной частью, а остальная территория не примыкала к морю?

Кто-то наводит здесь «тень на плетень», вот к примеру, на Русском Севере есть шесть таких топонимов ЮРМАЛА. Почитаем работу Матвеева А. К. «Субстратная топонимия Русского Севера. Часть 2».

1. Юрмала (Юрмола), залив, озеро или речка, а также прилегающий к нему луг на Кехотском острове, примыкающем к левому берегу Сев. Двины выше гор. Новодвинска (Холм). Иногда – ур. Смердья Юрмола.
2. Юрмала (Юрмола), луг на Курострове на Сев. Двине близ гор. Холмогоры (Холм). Иногда луг именуют о. Юрмала, так как он отделен от основной части Курострова небольшой речкой. На лугу находится оз. Юрмальское. Здесь же особо выделяется сен. Батермала (Батербола, Батермола, Батермалы) и оз. Батермальское (Батермольское), если только это не другое наименование оз. Юрмальского. В источниках XV–XVII вв. упоминаются пожня «на Батьюрмоли» [ДГ, №36] и поженка Малая Батюрмола [СГКЭ II, № 9]. На отрывке старинного чертежа местности у реки Северная Двина помечены острова Юрмолы [Кусов 1993: 203].
3. Юрмала (Юрмола), руч., протекающий по так называемому Сийскому лугу вдоль левого берега Сев. Двины и впадающий в р. Сия (Холм) ниже с. Емецк. Луг иногда именуют У Юрмалы.
4. Юрмала, поле на левом берегу Онеги выше д. Заижье (Плес) близ границы с Онежским районом.
5. Юрмала, д. на правом берегу р. Пукса выше с. Подволочье (Плес).
6. Юрмала (Юрмало, Юрмола), большой луг близ с. Благовещенское на правом берегу Ваги выше впадения ее крупного притока р. Устья (Вель).

Все названия зафиксированы на территории Архангельской области. Выходит и там выходцы прибалтийские отметились? Но скорее всего топоним более древний, и означал — заболоченную низменность, заболоченные озёра, или просто болота. И прибалтам топоним достался по наследству, и никакого взморья, просто берег был покрыт болотами которые со временем высохли и были занесены песками. А в новгородских грамотах 15 века упоминаются «юрмальские земли» — это вообще где? Уж не Соловецкие ли острова, или может так ранее назывались все ныне архангельские земли? А есть ещё в русском языке и такое слово УРМАН — лес растущий на болотистых местах равнин Западной и Средней Сибири.

Но вот почему гора имеет такое название ЮРМА, ведь никак не низменность? Или всё таки болота также схожи с развалинами, кучами мусора и отбросов?

 

©




Статьи по теме: