Дакар — это первая в моей жизни африканская столица, название которой я услышал и запомнил. Было мне лет семь-восемь и жил я в совсем другой стране — СССР, когда отец купил мне модель Камаза, разрисованную под ралли Париж-Дакар и рассказал о том, что это такое. Двадцать лет спустя, находясь с визитом в Набережных Челнах, где как известно и выпускаются главные российские грузовики, я снова вспомнил про город, в котором заканчивалась знаменитая гонка через пустыню, и купил себе еще одну модель, правда уже китайского производства. Прошло еще пару лет, и вот я встречаю утро в гостинице в самом центре Дакара, смотрю в окно и первые мои мысли как раз о тех игрушках: «Сегодня мне предстоит увидеть город, который пришел ко мне из детства.»

Итак, я проснулся. И вместо завтрака полез на крышу отеля. Поднимаясь на лифте на последний этаж, я, конечно, не особо рассчитывал на успех, но попытаться покорить вершину одного из самых высоких зданий в Сенегале определенно стоило. По опыту знаю, что чердачная дверь может быть открыта в одном случае из десяти, но в этот раз мне повезло — африканское раздолбайство, наконец, принесло пользу.

Отель Пуллман Терранга (бывший Софитель) стоит в правом южном углу площади Независимости (на первом снимке), удобнее расположения для созерцания города и не придумаешь. Одной стороной он смотрит на исторический и деловой квартал, а другой на океан и утонувшие в зелени крыши вилл. Площадь Независимости я помню по старому советскому справочнику «Африка. Страны и народы», где есть большая черно-белая фотография, на которой запечатлен не то какой-то митинг, не то парад. Рассматривая тот снимок, обращаешь внимание на чистоту и ухоженность, от которых до наших дней не осталось и следа. Сейчас здесь трафик, гудки и бомжи на лавках. О колониальных временах напоминают лишь Торговая палата (1930 года постройки) — одно из самых красивых зданий в Сенегале — и, вероятно, дом губернатора — невзрачный двухэтажный особнячок, покрытый черепичной крышей. Среди современных «коробок» периодически мелькают кровли домов «той» эпохи, но их можно пересчитать по пальцам. Глядя на многоэтажки, уходящие за горизонт, понимаешь масштаб Дакара; определенно, это одна из самых крупных и богатых африканских столиц. И работающие в паре сотен метров к северу краны огромного порта только подтверждают это. А на юге, на небольшом холме почти у самой воды, хорошо простреливается виден президентский дворец.

Торговая палата в противоположном углу площади Независимости.

Вид на Дакар с крыши моего отеля.

Порт.

Вид на южную оконечность Зеленого мыса. Белое здание с флагом — президентский дворец.

Выйдя в город и сделав круг почета по площади, мы направились к президентскому дворцу. Удивительно для Африки и большой плюс тем, кто правит Сенегалом, но проезд ко дворцу открыт. Более того обычная городская дорога, по которой ездит всяк, кому захочется, проходит прямо вдоль решетчатого забора. Глядя на это безобразие, невольно спрашиваешь себя: а я в Африку приехал или из Африки уехал? Единственный постовой возле деревянной будки, раскрашенной в цвета государственного флага, старался выглядеть невозмутимо и сдерживать улыбку при появлении нескольких человек с фотоаппаратами. Впрочем, я рано начал радоваться, мы еще с обычными людьми не пообщались.

Охранник президентского дворца.

Под боком от президента в отдельном здании Дома Правительства трудятся почти все министры вместе со своими министерствами.

Дом Правительства. Вдали заметна современная многоэтажка со стеклянным фасадом, она расположено на небольшой площади Соуэто (Soweto), там находится музей, где мы отметимся чуть позже.

У Дакара спокойная и недолгая история, которую можно пересказать буквально в трех строчках. В мае 1857 года французы обустроили военный пост на месте старых рыбацких деревень народности лебу (родственной народам волоф и серер), располагавшихся в районе Йофф, там, где сейчас аэропорт. Место было выбрано не случайно, полуостров Зеленый мыс, на котором находится столица, — стратегически важная крайняя западная точка Африканского континента, где пересекались торговые маршруты в Южную африку. Но какие-то городки были здесь и до этого события, в частности, крупное поселение, расцветшее на работорговле и насчитывавшее 6000 жителей, существовало на острове Горе, о котором я расскажу в следующей части. Название деревни Ндакаару («тамариновое дерево» на языке аборигенов — символ могущества и благополучия), бывшей столицей государства Лебу, было сокращено на французский манер до «Дакар». Населенный пункт под управлением новой администрации быстро рос, развивался и уже в 1924 году стал столицей Французской Западной Африки. А дальше следовало провозглашение независимости и вот уже 54 года как Дакар — столица независимого Сенегала.

О колониальных временах сейчас мало напоминаний — всё, что нельзя было отнести к историческим памятникам, было уничтожено для строительства многоэтажных домов. Тем ценнее редкие сохранившиеся здания, такие как Мэрия (Hotel de Ville) и Железнодорожный вокзал. У Мэрии в этом году юбилей, зданию исполняется сто лет. Говорят, внутрь можно проникнуть, но мы временем для этого не располагали.

Мэрия.

Первая железная дорога в Западной Африке, соединяющая Дакар и Сент-Луи, была открыта 6 июля 1885 года, к тому времени относятся и железнодорожные станции. Есть еще одна линия, связывающая Сенегал со столицей Мали Бамако, называется она «Железная дорога Дакар-Нигер» (имеется в виду река, а не государство). Если первая ветка в настоящее время заброшена, то в направлении Мали какая-то жизнь еще теплится. Любители поездов раньше специально приезжали сюда, чтобы совершить двухдневный вояж в Бамако, да и я бы с удовольствием прокатился по этому маршруту, но по слухам уже несколько лет прямой поезд не ходит. Кроме того, Дакар имеет систему пригородного сообщения. Дизеля регулярно следуют в пригороды Тиаройе и Рафи.

Вокзал в Дакаре.

Франция еще в Первую Мировую формировала батальоны так называемых сенегальских стрелков. Памятник, похоже, как раз на эту тему.

С позапрошлого века сохранился и рынок Кермель, вход в который богато и по восточному раскрашен. Мы пробежались лишь по мясным и рыбным рядам, но, учитывая определенный туристический интерес, там есть и сувенирные отделы, предлагающие маски и прочие произведения народного творчества. Здесь, протискиваясь в голдящей толпе и зажимая нос от запахов, можно на время забыть, что находишься в крупнейшем мегаполисе Западной Африки и почувствовать пульс настоящего черного континента.

Мясник.

Продавец креветок.

Но жизнь не стоит на месте, Дакар вслед за остальным миром обрастает современными зданиями.

Центральный банк Западной Африки. Символом западноафриканского фрака КФА является оригинальная маска «с хвостом».

Одно из ключевых мест современного Дакара — небольшая площадь Соуэто (Soweto), к которой примыкают здания парламента и музея. К Советском Союзу она отношения не имеет, площадь названа в честь поселений на юго-западной окраине Йоханнесбурга. Во времена апартеида в Соуэто было гетто для принудительного проживания африканского населения.

Офисное здание на площади Соуэто.

Парламент (Ассамблея) на площади Соуэто.

Монумент на площади Соуэто.

Сюда мы приехали, чтобы посетить известный музей африканского искусства имени Теодора Моно — один из старейших музеев искусства в Западной Африке. В музее небольшой фонд, но представленное в его залах определенно заслуживает внимания, особенно маски и идолы. Единственный недостаток — запрет на фотосъемку (нельзя даже за деньги), причем охранник, ходил за нами по пятам и грозился прогнать, когда видел, что кто-то держится за камеру.

Обновление. Нашел несколько снимков из музея, тайком снятые мной и кем-то из моих попутчиков.

Некий идол, символизирующий, если я ничего не перепутал, женское начало.

Маски на воротах музея.

МВД.

Сейчас Сенегал — светское государство, и хотя на фотографиях прошлого люди на улицах Дакара облачены в традиционные мусульманские одежды, в наше время длинные рубахи и шапочки практикуют только во внутренних районах страны. Также бросается в глаза, что ислам постепенно наступает и, возможно, через пару десятилетий все вернется на круги своя и построенный еще при французах кафедральный собор останется не у дел, как это произошло, например, в столице Чада Нджамене. Ближе к обеду мы высадились у Кафедрального собора Пресвятой Богородицы Победоносной (или собора Африканской памяти — Cathédrale du Souvenir africain), а чуть позже потоптались у стен Дакарской соборной мечети.

Собор был открыт в 1936 году, больше про него сказать нечего… И если внешне он впечатления на меня не произвел — ну, так, достопримечательность и фиг с ней — то роспись купола я и сейчас разглядываю с удовольствием.

На строительство мечети в Дакаре денег дал марокканский король Хассан II, поэтому ее минарет напоминает минарет мечети Мухаммеда V в Касабланке. Открытие комплекса (тут и институт и библиотека) состоялось в 1964 году. И до сих пор вмещающая свыше десяти тысяч человек мечеть является одной из крупнейших в Африке. К сожалению, немусульманам вход в неё закрыт, поэтому богатые интерьеры можно только представить, как и панораму сенегальской столицы, открывающуюся со смотровой площадки на восьмидесятиметровом минарете.

Следующие три кадра я снял возле мечети.

Скульптура на перекрестке.

Уличная торговля аккурат напротив главного входа.

Перспектива.

 

©