В прошлых частях я показывал Старый Саратов, а задним планом его улиц неизменно оставалась Соколовая гора. Далеко не самая высокая среди городских яров, она вынесена к Волге, и потому господствует в пейзаже, как Ай-Петри над Южным берегом Крыма. Соколовая гора — это и есть Саратов, ведь её отождествляют с Жёлтой горой Сары-тау, к которой восходит название города.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0
СМОТРЕТЬ ВСЕ ФОТО В ГАЛЕРЕЕ

Часть 1 тут: https://fishki.net/2586358-saratov-chasty-1-postojanstvo-pam…
Часть 2 тут: https://fishki.net/2587044-saratov-chasty-2-moskovskaja-ulic…
Часть 3 тут: https://fishki.net/2587573-saratov-chasty-3-prospekt-kirova….
Часть 4 тут: https://fishki.net/2588693-saratov-chasty-4-naberezhnaja-vol…
Часть 5 тут: https://fishki.net/2589609-saratov-chasty-5-doma-i-ulicy.htm…

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Сейчас сложно поверить, что на памяти ещё совсем не старых людей вершина этой длинной горы была пустынна. Лишь в 1955-60 годах её засадили деревьями, так что из Жёлтой гора окончательно стала Зелёной. В 1975 году в Саратове решили создать Парк Победы, и вот кому-то пришла в голову идея разместить его над городом. К 1982 году вершину Соколовой горы украсили «Журавли» — 40-метровая стела с вечным сюжетом из песни Расула Гамзатова, видимая буквально из любой точки города. С площади у Вечного огня, на которую я вышел мелкими улочками да лесенками со стороны Глебучева оврага, к «Журавлям» ведёт каскад с названиями освобождённых городов, а у его начала — Фонтан Слёз, где из чёрного куба вода медленно-медленно сочится мелкими печальными каплями:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Из динамиков лилась музыка, и с пейзаже Соколовой горы как-то очень совпал, прости боже, Олег Газманов:

Над дорогой Родины моей
В вышине орлуют два орла
И один из них ночи черней,
У другого белыя крыла.

Если воин бреется —
Значит, он надеется,
На любовь надеется,
Значит — будет жить.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Площадка впечатляет концентрическими кругами пробившейся сквозь брусчатку травы. Всего на Соколовой я насчитал как минимум пять смотровых, и эта по открывающимся видам как бы не худшая из них. Сами виды, как уже говорилось, я показывал в первой части.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Соколовая выглядит горой только со стороны Волги. При высоте 165 метров над уровнем моря (то есть метров 120 над городом) она почти вдвое ниже окрестных яров (до 286 метров), и с «материковой» стороны, мимо татарского кладбища, сюда ведёт не подъём, а спуск:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Там — аэропорт, порой оглашающий Парк Победы гулом самолётов, новый армянский храм на краю обрыва, завод космических гироскопов «Корпус» и немаленький жилой район. Поэтому парадный вход на гору — не по крутому склону из центра, а от автобусных остановок на другой стороне горы. У ворот встречает палубный истребитель Як-38, изделие покойного Саратовского авиазавода, в историю вошедший как первый в СССР серийный самолёт с вертикальным взлётом и посадкой (стоял на вооружении в 1977-2004 годах).

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Ближе к «Журавлям» — самый ценный экспонат музея военной техники. И речь в данном случае не про реплики бронепоезда (на базе паровоза «Э») и зенитного катера (на базе послевоенной посудины), охранявшего железнодорожный мост от вражеских авианалётов, а про вон тот зелёный вагон между ними:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Построенный в 1930-х годах в Калинине (Твери), это последний сохранившийся санитарный вагон времён Великой Отечественной войны. Такие возили раненных с фронтов в эвакогоспитали глубокого тыла, мемориальными досками которых буквально увешаны волго-уральские города, и одна только Рязано-Уральская железная дорога выставила в войну три санитарных эшелона. Медпоезда часто погибали под бомбами, в мирное время в них практически не было надобности, и потому это действительно чудо, что аутентичный санитарный вагон уцелел до 1990-х годов в каком-то глухом депо Приволжской железной дороги . В 1999 году его перевезли на Соколовую гору, и теперь здесь небольшой музей. Скучающая смотрительница рассказала мне историю вагона да для надёжности включила то же в аудиозаписи, но я всё равно половину забыл.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

В санитарных поездах вагоны имели разную специализацию, одни служили в чистом виде палатами, другие — операционными и реанимациями. Этот вагон — аптека-перевязочная, и как я понимаю, непосредственно медпомощь оказывалась раненным в помещении с кадра выше. Дальше — автоклавная, где хранился инструмент и проводилась в его стерилизция — вон в том котле, разогретым до 300 градусов плотным паром:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Не раз слышал, что при всей примитивность средств и неизбежной в условиях войны антисанитарии, процент удачных операций в полевых госпиталях Красной Армии был довольно высок.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

В коридоре — койки. Как я понимаю, сюда раненых помещали ненадолго, а роль основной палаты выполнял другой вагон:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

В дальней части — пара купе бригады:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

А на стене — заполненная карточка раненого, впечатляющая своей простотой и продуманностью:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Як-38 и санитарный поезд от «Журавлей», если встать к ним спиной, расположены слева, а справа — большая часть Парка Победы, превратившегося со временем, как и в Москве, в музей военной техники.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Как обычно, подлинная техника времён Великой Отечественной стоит вперемешку с машинами и орудиями 1950-60-х годов — обыватель всё равно «Катюшу» от «Града» не отличит, а для заинтересовавшихся есть таблички. Бывают и более хитрые сочетания — скажем, 125-миллтметровая пушка 1960-х годов на довоенном лафете:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Экспозиция здесь реально велика, по сути дела это полноценный технический музей, как в Верхней Пышме, парке «Патриот» или Тольятти, и показать все его экспонаты я не буду даже пытаться. Вот зато дизайнерская «фишка» — урны в виде снарядов, и кидая туда мусор, ты как бы говоришь «будь проклята война!».

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Между военных машин стоят памятники, как например «Молчащий колокол» (2010) на площади у «Журавлей» или стела в честь Советский войск в Германии (2017)…

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

..у павильонов Боевой и Трудовой Славы (2015), внутрь которых я не пошёл. На склоне — ещё две смотровые: «Платформа» (на неё глядят пушки с позапрошлого кадра) и «Домики», которую я бы назвал скорее «Пагоды». Вид с «Домиков» похож на вид от «Журавлей», но как-то интереснее — длинные многоэтажки на параллельных склону горы улицах отсюда как бы поворачиваются ребром, открывая глазу крыши старых домов и церкви.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

За музеем — самый зрелищный сектор, инсталляция поля битвы:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

На кадре выше выглядывает жёлтое дуло аутентичной немецкой самоходки «Stug-40». Остальная «фрицевская» техника «переодета» из советских машин, и самый актуальный здесь — безусловно, самолёт «Люфтваффе»: ведь во время Сталинградской битвы случались локальные налёты на расположенные ниже по Волге заводы. И этот хвост олицетворяет, видимо, сбитый самолёт, выставленный на площади как знак уязвимости врага, и по крайней в 2008 году он был не удивлюсь если сознательно отдан на глумление вандалам:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

В апреле из блиндажей откачивали талую воду:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Но я ходил по ним в прошлый приезд:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

И в отличие от гламурной Партизанской деревни в подмосковном парке «Патриот», здесь всё куда убедительнее. Разум подсказывает, что вряд ли блиндажи обшивали тёсанной доской и тем более вряд ли её красили, но всё-таки увидев танк за стеблями травы, непроизвольно пригибаешь голову:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

На краю Поля Битвы — самый пронзительный в Парке Победы памятник «Малолетним узникам фашизма» (2003), а за ним продолжается экспозиция техники, по мере удаления от здания музея всё более и более необычной.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

На кадре выше видна сверхмалая подлодка «Тритон» (1972, всего было построено 32 штуки), на кадре ниже — комплексы ПВО «Куб» и «Круг» конца 1960-х:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Здесь и самолёты вплоть до стратегического бомбардировщика Ту-22: такие стояли на вооружении в 1969-94 годах, продавались Ираку и бомбили в составе его вооружённых сил Иран, были в общем не самой удачной машиной — но неоценимым опытом для дальней авиации последующих поколений. Последние Ту-22 Советской Армии базировались в Беларуси, в Энгельс прилетели в 1994 году на утилизацию, но пара машин сохранилась в музеях по обе стороны Волги.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

И конечно могло ли в Саратове не быть спускаемых аппаратов космических кораблей? Думаю, будь у местных организаторов возможность, здесь бы собрали крупнейшую их коллекцию, но — что есть. Дальняя капсула принадлежала «Союзу», и в 1977 году в ней вернулся из космоса Владимир Ковалёнок, а площадка наверху как бы намекает, что когда-то посетителей пускали и внутрь неё. Ближняя, конечно, намекает на Гагаринский шарик — но подлинные «Востоки» и «Восходы» разобраны по ведомственным музеям, и куда легче увидеть в общедоступных музеях капсулы их беспилотных модификаций. На Гагаринском поле стоит «Фотон», возивший вместо космонавта подопытных животных, а здесь — спутник-шпион «Ресурс-Ф2» (1987-95), вмещавший фототехнику. Жили такие спутники всего месяц, дальше у них тупо заканчивалась плёнка — это к в поросу о том, почему в 1980-х у СССР было под сотню запусков в год, а у РФ даже в лучшие времена едва набиралось три десятка.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

На смену военной технике постепенно приходит инженерная и спасательная — вот например машина БТМ-1 для быстрого рытья траншей:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Что это — я точно не знаю, а на заднем плане, как видите, целое небольшое судно, подойти к которому поближе я забыл:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Замыкает МЧСовский ряд первый в России пожарный автомобиль Петра Фрезе, построенный в 1904 году в Петербурге. Существовал он в единственном экземпляре, и это, конечно же, довольно грубая реплика.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

У спасателей — свои памятники. Только надпись «Защитившим от атома» смотрится как-то нелепо, ибо лучшее средство от атомов — это антиматерия:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Чуть дальше — ещё одна россыпь памятников:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Группирующихся у строящейся церкви Александра Невского:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

А напротив неё — парашютная вышка, в 2008 оглашавшая парк криками сигавших посетителей. В Лётном городке Энгельса, между прочим, сохранилась парашютная вышка, на которой тренировался Гагарин, но мне её найти, увы, не удалось.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

С другой стороны Трудовая слава окончательно вытесняет Боевую, и как память о более хлебных временах, представляет её музей сельскохозяйственной техники. На краю площадки — Полевой стан, символизирующий хрущёвское освоение Целины, затронувшее и восточные районы Саратовской области. Смотрится по меньшей мере убедительно, и мне легко представить здесь что глазастых романтиков 1950-х, сытых и согретых голым энтузиазмом, что смуглого щетинистого дядю Васю, у которого перегар давно превратился в естественный запах:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Несамоходная техника вроде сохи, конной косилки, плуга «Труженик» (жёлтый слева) или прицепного комбайна «Сталинец-6» конца 1940-х годов (серый справа):

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Трактора разных эпох и заводов:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Зерновые комбайны 1960-х годов, неизменные бороздившие золотые поля с тускловатых советских фотографий:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Но не зря одно из первых слов, приходящих на ум в советском контексте — это слово «мелиорация», то есть преобразование земель под нужды сельского хозяйства. Вот грейдеры и скреперы для насыпания плотин:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Экскаватор, машина для бурения скважин и вместительная «техпомощь», внешне похожая на бронефургон чикагского гангстера:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Насосы скважин, поливалок и каналов:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Колесо для рытья траншей и дождевальная машина «Волжанка»,. Я бы сказал, что именно эта экспозиция на Соколовой горе самая интересная после санитарного поезда — потому что «Катюш» и «Сушек» и в других музеях полно, а вот такую технику если и можно где-то ещё увидеть (кроме как в работе на полях), то не столь системно.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Замыкают Трудовую славу стоящие поодаль трамвай «Х» 1930-х годов (вроде «Семёна» с Волжской) и позднесоветский троллейбус из Энгельса:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

В 1996-2003 годах на горе появился и третий сектор — Национальная деревня. Теоретически, она тут безусловно уместна — Поволжье край многонациональный, да и вся сотня с лишним народов бывшего СССР представлена в любом регионе России по принципу «всё есть везде». Идея небольшого скансена непохожих друг на друга народов сама по себе очень красива…

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

…но вот исполнение! Всего здесь 14 подворий, и если мордовские да чувашские избушки смотрятся вполне убедительно:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0
Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

То на башкирской юрте уже начинают одолевать сомнения:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

А на большинство подворий не взглянуть без смеха и стыда. За их фотографиями отсылаю за ними в свой старый наивный пост, лучшим комментарием к которому было «Дагестанский дворец добил, так и представляю подобные дома в окрестностях Махачкалы», но и тот затмила «вайнахская башня», при виде которой представляется бьющий по столу перстнястым кулаком Рамзан. Всё это могло бы себя оправдать разве что как зона кафе с национальной кухней, но и те есть от силы в паре-тройке подворий и работают не пойми как. В общем, в нынешнем виде Национальная деревня Саратова выглядит жалко, а ту же самую идею несравнимо лучше воплотили в казахстанском Усть-Каменогорске.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

«Если он уйдёт, я уйду под суд,
Так что просто не дай ему уйти…» — пограничник, видать, олицетворяет границу Парка Победы:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Гребень горы здесь сужается, провал за деревьями видишь уже с обеих сторон, и со стороны города можно выйти к руинам павильонов Дальней смотровой площадки. Виды с неё совсем иные, чем с «Журавлей», «Платформы» и «Домиков», и только отсюда просматривается Троицкий собор, от всех площадок Парка Победы скрытый домами.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

У откоса с другой стороны горы — небольшой Музей нефти и газа. Он уже не к Парку Победы относится, а был собственным проектом компании «Сартэк». Создание его началось в 2005 году, но дальше что-то пошло не так (даже догадываюсь, что именно), и теперь три экспоната, павильоны и памятник выглядят просто заброшенными. Турбина, не знаю точно от какой системы:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Передвижная разведывательная буровая и штанговый насос, по сей день в заволжских степях нередкий:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Ниже по склону со стороны города, за красивым дырявым забором…

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

…стоят заброшенные Английские фильтры (1875), когда-то снабжавшие водой губернский город. Написано о них немало, а я предпочёл не лезть куда не положено.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Отсюда зато лучше видна длина Моста (1958-65, 2235м) и высота «Елены» (2009-14, 135м). Удивительно, как у меня прошло то дикое отторжение, которое поначалу вызывал единственный саратовский небоскрёб. А теперь ничего, и с мостом неплохую пару образуют, и в конце длинной горы как маяк смотрится, и на фоне волжских далей интересные сюжеты даёт.

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

Здесь бы я и спустился в город, но чуть раньше я вышел к последней смотровой площадке на торце горы, у её обрыва прямо к Волге, в тихих протоках которой в середине апреля ещё стоял лёд. Район у подножья остальному Саратову известен как Затон, потому и площадка — Затонская:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

На берегу — пляж-солярий, где запрещено купаться, но полно раздевалок и мест для кафе. Рядом — порт бакенщиков со старым дебаркадером:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

0

На причудливых островах подпёртой Волгоградским водохранилищем Волги — бесчисленные лодочные стоянки и турбазы:

Саратов. Часть 6: Соколовая гора путешествия, факты, фото

Я увидел лавочку с видом на Волгу да присел на неё отдохнуть, и вдруг мой взгляд зацепился за зубастую скалу прямо на склоне. Это вполне природный останец Три Монаха, и хотя высотой он с деревенский дом, а с набережной почти не виден, всё же именно к нему я и решил спускаться. Волжская сторона Трёх Монахов — на заглавном кадре, я же, крутыми улицами по колено в грязи, спустился к дороге и вскоре поймал маршрутку. Такой вот траверс горы в почти что домашних условиях…

В следующей части, на этот раз последней о Саратове — о немногочисленных достопримечательностях за пределами центра, в основном под горами с другой от него стороны.
Автор VARANDEJ

 

©








Смотрите также: