Во времена, когда не было надёжных дорог и железнодорожного сообщения, именно водные пути играли основную роль в транспортной системе нашей страны. Исторически реки были важными водными дорогами, и с давних времён транспортные потоки придерживались русел рек: в навигацию грузы шли по воде, зимой — по льду. А для перевалки грузов с одного речного бассейна в другой в прежние времена использовались волоки.

 

Автор URITSK

Сегодня, когда появилась разветвлённая сеть железных и автомобильных дорог, значение более медленного и сезонного водного транспорта снизилось, но и сейчас он играет значительную роль в транспортной системе, в ряде случаев оставаясь незаменимым. В Европейской части России существует несколько крупных межбассейновых водных соединений, связывающих воедино крупные магистральные водные пути и образующие Единую Глубоководную систему. Волго-Донским каналом впадающая в изолированное Каспийское море Волга связана с Азовским и Чёрными морями, Волго-Балтийским водным путём — с Балтийским морем и водными путями Северо-Запада, Беломорско-Балтийским каналом — с Белым морем (впрочем, транспортное значение Беломорско-Балтийского канала существенно ограничивает малая ширина его шлюзов), Каналом имени Москвы — со столицей Москвой (при этом Канал имени Москвы имеет не только транспортное значение, но и обеспечивает Москву питьевой водой). В сегодняшнем посте — описание Волго-Балтийского водного соединения и некоторые фотографии шлюзованного Онежского склона Волго-Балта.

 


Волго-Балтийский водный путь — одно из крупнейших межбассейновых водных соединений в нашей стране, связывающее Волгу с Балтийским морем и водными путями Северо-Запада. В более широком смысле Волго-Балтийский водный путь — это вся совокупность естественных и искусственных водных путей от Волги до Балтийского моря (Рыбинское водохранилище, Шекснинское водохранилище, водораздельный шлюзованный канал, Онежское озеро, река Свирь, Ладожское озеро и река Нева); в более узком смысле — то есть собственно Волго-Балтийским каналом считается участок водного пути длиной 367 километров от Череповца до Онежского озера. Он начинается от главного плёса Рыбинского водохранилища и затем проходит по реке Шексне, уровень которой сначала поднят Рыбинским водохранилищем, а далее — крупным Шекснинским гидроузлом, поднявшим уровень воды в Шексне на 11 метров. Шекснинский гидроузел — главнейший на трассе Волго-Балтийского канала: он обеспечивает необходимый уровень воды в реке Шексне, Белом озере и всём водораздельном участке Волго-Балта, проходящем по расширенным, спрямлённым и углубленным руслам рек Ковжи и Вытегры, а также искусственному 40-километровому каналу между ними. Водораздельный участок Волго-Балтийского канала тянется от Шекснинского гидроузла на реке Шексне и до Пахомовского гидроузла на реке Вытегре (260 километров). За водоразделом трасса Волго-Балтийского канала шестью ступенями шлюзов круто спускается на 80 метров до уровня Онежского озера, при этом на Онежском склоне канала в бывшем русле реки Вытегры устроены четыре гидроузла — Пахомовский, Новинковский, Белоусовский и Вытегорский.

Волго-Балтийский канал прошёл по трассе бывшей Мариинской системы — шлюзованного водного пути, построенного ещё в 1799-1810 годах и в последующие годы неоднократно реконструировавшегося. С момента открытия нынешнего Волго-Балтийского водного пути в 1964 году транспортное значение его неизменно растёт и грузопоток по нему постоянно увеличивается — так было и в советское время, постоянно увеличивается загруженность его и сейчас. В настоящее время Волго-Балт работает практически на пределе своей пропускной способности — для её увеличения в 1980-1994 году была построена вторая камера шлюза Шекснинского гидроузла, с 2012 года начались работы по строительству второй камеры Нижнесвирского гидроузла на реке Свирь (его длина — чуть меньше остальных шлюзов Волго-Балтийского канала и лимитирует пропускную способность по трассе Волго-Балта). Основные грузы, перевозимые по Волго-Балту в навигацию — железные руды с Кольского полуострова, карельские гранит и диабаз, лес и пиломатериалы из Вологодской области и Карелии, чёрный металл из Череповца, калийные соли с Урала, нефтепродукты в танкерах с Волги на Северо-Запад (в том числе на экспорт) и многое-многое другое.

Кроме того, Волго-Балтийский водный путь — в значительной степени ещё и лицо России для сотен тысяч иностранных туристов, посещающих нашу страну. По нему проходит большая часть круизного маршрута Москва — Санкт-Петербург, одного из самых популярных туров в Россию среди иностранцев. Круиз между Москвой и Санкт-Петербургом популярен и у россиян. Сегодня мы посмотрим участок Волго-Балтийского канала на территории Вологодской области — водораздел и спуск к Онежскому озеру в шести шлюзах, после чего посетим город Вытегра, один из ключевых городов как нынешнего Волго-Балта, так и старой Мариинской системы.

Вчера мы миновали Шекснинский гидроузел и стояли в посёлке Шексна, откуда съездили на экскурсию в Вологду. За ночь теплоход прошёл около 150 километров по Шекснинскому водохранилищу, пересёк крупное Белое озеро и в настоящее время движется по искусственному водораздельному участку трассы, проходящему по значительно расширенным, спрямлённым и углубленным руслам рек Ковжи и Вытегры и 40-километровому искусственному каналу между ними. Самое лучшее время речного круиза Москва — Санкт-Петербург — конечно, лето в период «белых ночей». В конце лета и осенью по утрам нередки туманы, но и в этом времени года тоже своя прелесть — начало «золотой осени», днём ещё совсем тепло, красота! :))

Утро. Сентябрь. Туман…

 

Краски осени по берегам канала.

 


В глубине леса в некоторых местах видны остатки бараков, в которых жили заключённые, задействованные на строительстве Волго-Балтийского канала.

 


Паромная переправа Волоков мост.

 


Водораздельный участок канала в этом месте проходит по бывшему руслу реки Вытегры.

 


Встречный сухогруз.

 


Танкер направляется с Северо-Запада на Волгу.

 


Осень…

 

 


Грузовая пристань — погрузка вологодской древесины на суда смешанного плавания «река-море».

 


Водораздельный участок Волго-Балтийского канала между водными бассейнами Волги и Северо-Запада остаётся позади. Впереди — крутой спуск к Онежскому озеру. На Онежском склоне в русле Вытегры устроены четыре гидроузла с водохранилищами — Пахомовский, Новинковский, Белоусовский и Вытегорский. Суда преодолевают перепад высот в шести шлюзах. Габариты шлюзов — 270х18 метров. По длине это почти как шлюзы гидроузлов Канала имени Москвы, Волги и Камы, а по ширине в два раза уже (габариты шлюзов Канала имени Москвы и гидроузлов Волжско-Камского каскада — 290х29 метров). При таких габаритах, шлюзы Волго-Балта вмещают в себя два крупных судна. Первый на нашем пути — шлюз N6 Пахомовского гидроузла.

 

 


Золотая осень.

 


Весёлый пёс.

 


Спустившись на 17 метров, теплоход оказывается в Новинковском водохранилище, названном по имени расположенного на его берегу села Новинки.

 

 

 


Новинковское водохранилище образовано напорными сооружениями Новинковского гидроузла. Этот перепад высот суда преодолевают в следующих трёх последовательно расположенных шлюзах — N5, N4 и N3. В каждом из этих шлюзов судно опускается на 12 с небольшим метров.

 


Шлюз N5.

 


Продолжаем спуск к Онежскому озеру по гигантской водной лестнице. Вид из камеры шлюза N5 на расположенные ниже шлюзы N4 и N3.

 


Шлюз N4.

 

 

 


Шлюз N3.

 

 


Между шлюзами N3 и N2 расположено живописное Белоусовское водохранилище, образованное напорными сооружениями Белоусовского гидроузла.

 
 

 


Белоусовский гидроузел совмещён с гидроэлектростанцией, а 13-метровый перепад высот суда преодолевают в шлюзе N2.

 


Белоусовский шлюз N2 остаётся позади, и теплоход выходит в Вытегорское водохранилище, образованное напорными сооружениями Вытегорского гидроузла, заключительного на трассе Волго-Балтийского канала перед спуском к Онежскому озеру.

 


Полуразрушенные Спасская и Всехсвятская церкви в селе Анхимово.

 

 

 

 


Оставив позади Вытегорское водохранилище, теплоход делает остановку в городе Вытегра.

 

 


Вытегра — районный центр Вологодской области. Городок расположен на трассе Волго-Балтийского водного пути, по обоим берегам реки Вытегры, в 15 километрах от Онежского озера. Вытегра исторически была важной торговой пристанью, значение которой существенно увеличилось со строительством Мариинской водной системы — предшественницы нынешнего Волго-Балтийского канала, соединившей Волгу с водными путями Северо-Запада в 1810 году. Сегодня — это небольшой тихий провинциальный городок, где делают стоянку многие туристические теплоходы, выполняющие круизы между Москвой и Санкт-Петербургом.

Неподалёку от пристани на берегу Вытегорского водохранилища установлена подводная лодка Б-440, где действует музей. Эта дизельная подводная лодка проекта 641 была спущена на воду в 1969 году, служила в Северном флоте, затем на Балтийском море и несла боевую службу вплоть до 1998 года. Вскоре после списания с боевой службы её переоборудовали на Кронштадском морском заводе в музейное судно и в 2005 году на понтонах перегнали в Вытегру, где она стала главным экспонатом музей боевой славы подводников. Сегодня её можно осмотреть как снаружи, так и изнутри.

 

 

 


Вытегра. Золотая осень…

 

 

 

 

 

 


Ещё немного истории. В XVIII — и начале XIX века, когда водные пути были основным видом транспорта, для связи Волги с Балтийским морем и столицей Петербургом были построены три шлюзованные водные системы — Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская.

1) Вышневолоцкая водная система начиналась из Твери и проходила вверх по притоку Волги реке Тверце, которая в Вышнем Волочке была связана с рекой Мстой через реку Цну, Мстинское озеро и ряд соединительных каналов. Для питания водораздельного участка канала на реке Цне было создано крупное Вышневолоцкое водохранилище, из которого вода распределялась на оба склона канала, а в настоящее время (после последней реконструкции плотины в 1943-1947 годах) берут начало сразу две реки — Тверца (приток Волги) и Цна (бассейн Мсты и Балтийского моря). За Вышним Волочком водный путь на Петербург проходил по реке Мсте, озеру Ильмень, реке Волхову, Ладожскому озеру и Неве. Строительство Вышневолоцкой водной системы началось при Петре I, в 1703 году, сразу после основания Петербурга. После ряда перестроек, усовершенствований и доработок она была введена в строй в 1722 году и функционировала вплоть до 1893 года, когда основной водный путь окончательно переключился на наиболее удобную и экономически выгодную Мариинскую систему.

2) Тихвинская водная система связывала Волгу с Петербургом через приток Волги Мологу и её притоки, которые соединительным каналом были связаны с рекой Тихвинкой, впадающей в реку Сясь, текущую в Ладожское озеро. Тихвинская водная система была введена в строй в 1811 году, вплоть до начала XX века имела важное транспортное значение, но постепенно её роль стала угасать. Вплоть до 1950-х годов по Тихвинской водной системе ещё осуществлялось местное судоходство на территории Ленинградской области, а в 1956 году она была официально закрыта.

3) Мариинская водная система была открыта в 1810 году. Её трасса прошла по трассе нынешнего Волго-Балтийского пути: Волга — Шексна — Белое озеро — Ковжа — соединительный водораздельный канал — Вытегра — Онежское озеро — Свирь — Ладожское озеро — Нева. На старой Мариинке на участке между Волгой и Онежским озером было 28 деревянных шлюзов размерами 32х9 метров и глубиной 1.3 метра (на сегодняшнем Волго-Балте 7 шлюзов размерами 270х18 метров и глубиной 4 метра — 6 шлюзов на Онежском склоне и крупный Шекснинский гидроузел на Шексне). В процессе эксплуатации Мариинская водная система неоднократно реконструировалась, гидроузлы перестраивались, шлюзы углублялись и расширялись. Последняя крупная реконструкция водного пути была проведена в 1890-1896 годах, после чего в 1913 году обновлённый водный путь был награждён Большой золотой медалью на Всемирной выставке. К началу XX века Мариинка стала основным водным путём между Волгой и Петербургом. В советское время она продолжала реконструироваться — были построены ещё несколько шлюзов на Шексне, а в 1940 году, перед самой войной, на Волге и Шексне была построена Рыбинская гидроэлектростанция, образовавшая огромное водохранилище. В результате нижнее течение Шексны и четыре шлюза Мариинки были затоплены рукотворным морем. Но старая Мариинская водная система, хоть и была выдающимся гидротехническим сооружением для своего времени, уже перестала удовлетворять новым транспортным потребностям. Поэтому в 1956 -1964 году по трассе Мариинки был построен нынешний Волго-Балтийский канал — новый современный магистральный водный путь. А прослужившая людям верой и правдой 150 лет Мариинская водная система ушла в историю.

Через центр города Вытегра проходит старое русло одноимённой реки, по которому шла бывшая трасса Мариинской водной системы.

 

 

До наших дней в городе сохранился один из старых шлюзов Мариинской водной системы.

 

 

Рядом со старым шлюзом действует интересный музей

 


Среди прочих экспонатов, в нём представлены макеты двух шлюзов — старой Мариинки…

 


… и современного Волго-Балтийского канала.

 


Здание музея.

 


А нам пора возвращаться на теплоход — после стоянки направляемся в шлюз Вытегорского гидроузла (шлюз N1 Волго-Балта) — заключительный перед Онежским озером.

 


После Вытегорского шлюза — заключительные 15 километров канала, после чего теплоход выходит в огромное Онежское озеро, второй по величине пресноводный водоём Европы после Ладожского озера.Впереди — ночной переход через Онегу, река Свирь, интересные стоянки на островах Ладожского озера. Об этом я напишу в следующих постах. А наше путешествие по Волго-Балтийскому каналу на этом закончено.

http://tursputnik.com/2019/06/puteshestvie-po-volgo-baltiyskomu-kanalu.html

 

©




Статьи по теме: