Остановиться в своем балтийском мини-путешествии в Зеленоградске (Кранц) я решила еще и потому, что национальный парк «Куршская коса» начинается сразу за восточной границей города и отправиться туда можно на обычном рейсовом автобусе.

Для меня вариант идеальный, т. к. в подобных местах хочется побыть с природой наедине, послушать тишину, а не шагать толпой в компании незнакомых людей (если брать экскурсию). Без информации не останетесь — на сайте парка можно скачать аудиогид, к тому же, во всех знаковых местах расставлены стенды с их описанием.

Прокатить по косе предлагают и местные таксисты, но это, во-первых, деньги, хотя, между прочим, получится дешевле экскурсии, во-вторых, я бы точно чувствовала себя некомфортно, зная, что водитель ждет, когда я нагуляюсь и вернусь после очередной остановки.

Въезд-вход в национальный парк платный, но если вы пересекаете границу заповедника на рейсовом автобусе, кроме билета ничего больше оплачивать не придется.

Из Зеленоградска на косу идет автобус № 210, первый рейс в 6–40. Подробное расписание легко отыскивается в Сети, также его можно уточнить на автостанции. Кроме 210-го доехать можно на проходящем (из Светлогорска) автобусе № 596. Раньше был еще № 593, следующий из Калининграда, но в настоящее время он отменен (не знаю, навсегда или временно). Автобусики небольшие, опасалась, не придется ли стоять (тем более, что для старта выбрала именно тот, что приходит из Светлогорска, время отправления больше устроило), но благополучно села. В сезон, наверное, с этим могут быть проблемы.

Автобусы делают остановки возле всех «туристических» точек национального парка, конечная — поселок Морское (бывший Пиллкоппен). В доковидные времена обладатели шенгена могли продолжить путешествие и далее — по литовской части Куршской косы. Хотя для одного дня и российской ее территории более чем достаточно. Интервал между рейсами где-то час-полтора, как раз хватает, чтобы прогуляться в пункте, А и вернуться к остановке, дабы проследовать в пункт Б. Удобно!

Я изначально не планировала объять необъятное и отметиться абсолютно возле всех интересностей заповедника. Больше всего интересовала высота Эфа, вот до нее и решила доехать (это предпоследняя остановка автобуса, время в пути из Кранца около часа), а дальше — по настроению.

Кстати, если какого-нибудь любителя пешего хождения (вроде меня), посетит мысль дойти, например, от дюны Эфа до Танцующего леса на своих двоих (около 6 км), не советую. Спасибо добрым людям, которые об этом писали, теперь вот пишу и я. Никакой пешеходной тропинки вдоль автодороги нет, идти будет неудобно, да и неинтересно — ничего примечательного вдоль трассы не наблюдается.

Первая остановка после Кранца — поселок Лесной (звавшийся прежде Заркау). Если кому-то и тишайший Кранц кажется ГОРОДОМ, вполне можно выбрать местом дислокации один из поселков косы. В Лесном и Рыбачьем (Росситтен, все же нравятся мне эти прежние названия…) есть и отели, и гостевые дома, ну и, ясное дело, население активно сдает апарты. В Морском (Пиллкоппен) отелей нет, но виллы, апарты и гостевые дома не проблема.

Автомобильная дорога бежит через сосновый лес, и лишь кое-где рельеф меняется — за окном вдруг мелькают довольно высокие дюны.

А вот на остановке «Дюна Эфа» никаких дюн! Обычный сосновый лес. И ни-ко-го… Только какая-то женщина собиралась открывать деревянный торговый павильончик. Увидав указатель «К морю», туда и направилась. Почему-то решив, что где море, там и дюны.

Собственно, так и есть, конечно же. Дюны тут повсюду. Скамеечка вот тоже стоит на дюне, хоть сразу и не подумаешь.

5

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

Но я про дюны на время забываю, услышав шум моря… Все же на всех, кто обычно живет от моря вдали, оно оказывает прямо-таки гипнотическое действие… Замираю на поросшем прошлогодней травой песчаном обрыве — какой же простор!..

11

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

6

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

Море, пожалуй, сегодня чуть спокойнее, но все равно волны в барашках пены… Пляж кажется бесконечным… И пока что здесь кроме меня человек пять всего. Чаек и тех нет. Тишина, только море и ветер ведут свой вечный разговор…

6

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

В левой части пляжа, метрах в трех от полосы прибоя обнаружились россыпи разноцветной гальки. Сразу вспомнились популярные когда-то конфеты «Морские камушки»…

9

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

И так я этой гальке обрадовалась, так старательно выбирала несколько штучек-«сувениров», что напрочь забыла о том, что вообще-то в этих краях полагается искать янтарь, отшибло совершенно!

14

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

Не факт, конечно, что нашла бы, но ведь даже не попыталась… Тем более море штормило: говорят, самое время для поисков янтаря…

13

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

Жарким летом, здесь, наверное, аншлаг! Пляж и правда роскошный, пусть пляжной инфраструктуры и нет (в заповеднике и не положено, думаю). Но кафешки все же имеются. Одна прямо над пляжем, на обрыве.

3

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

Неподалеку от нее — две брутального вида скамьи, сидеть на которых, любуясь пейзажем, несказанное удовольствие.

3

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

Да, но где же все-таки дюна Эфа?! Никаких указателей не вижу, и никаких заметных песчаных холмов поблизости не наблюдаю. Решила вернуться к автобусной остановке (мимо еще одного кафе в форме огромной рыбины)

5

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

И — вот это да!!! Как же остановка преобразилась! Штук пять огромных автобусов, деревянные домики-павильончики открылись — и тебе еда-питье, и целая «улица» сувениров. А главное, я, наконец, узрела указатель к искомой достопримечательности: оказывается, надо было топать в противоположную от дороги сторону, к Куршскому заливу, через сувенирную галерею. Где солировал, разумеется, янтарь во всех видах (а у меня даже и тогда в голове не щелкнуло «поискать»!), а также янтарное мыло, янтарная косметика, всяческие лечебные препараты с янтарем. А также марципаны, тоже в различном исполнении.

Тут уже не заблудишься, ибо весь народ шагает по мосткам, сходить с которых запрещено. Протяженность маршрута по дюнам составляет 2,8 километров, по пути есть три смотровых площадки.

5

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

Дойти до третьей весьма желательно, т.к именно оттуда открывается самый эффектный вид.

Читая об интересностях Куршской косы перед поездкой удивлялась, с чего вдруг тамошняя дюна носит название жутко ядовитой африканской змеи? Даже как-то неприятно было… Очень уж я всяких гадов не люблю… Не приведи, господи, в балтийских песках что-то такое водится?..

Выяснилось, переживала совершенно напрасно: никакого отношения к змеям название не имеет. Имя свое высота Эфа получила в честь «победителя кочующих дюн» немецкого лесовода Вильгельма Франца Эфа.

Я, на самом деле, и понятия не имела, как все здесь непросто! На информационных стендах прочитала, что тело косы морские волны и течения сотворили около 6–7 тысяч лет назад, ветер, навевая дюны, создал ее рельеф, а попавшие в песок семена растений постепенно превратили мертвую пустыню в природный рай.

Но в XVI–XVIII веках в результате вырубки человеком коренных лесов, коса вновь превратилась в безжизненную пустошь. Пришедшие в движение пески пошли в наступление на рыбацкие поселки, заносили дороги, ссыпались в Куршский залив. Так, жителям Пиллкоппена пришлось четыре раза переносить свои дома, чтобы спастись от странствующих песков. Появилось даже понятие «песчаная катастрофа».

Лишь в начале 19-го века пагубные последствия вырубки лесов были осознаны, на косе начались дорогостоящие работы по формированию на морском берегу, по всей 98-километровой ее длине, искусственной авандюны, призванной защитить косу от морских волн ветра и песка, озеленение преддюной равнины, а также задержание и укрепление больших белых дюн вдоль берега Куршского залива.

В 1864-м году Франц Эфа был назначен королевским дюнным инспектором (диковинная, однако, должность!) и исполняющим обязанности управляющего курорта Кранц.

Для закрепления высоких дюн Эфа предложил оригинальный способ — саженцы сосны с комом земли высаживались в невысокие «клетки» из хвороста и тростника. Так они лучше приживались. Масштабные работы по закреплению дюны Петш (Ореховая) закончились в 1891-м году, и благодарные жители Пиллкоппена назвали первую вершину этой дюны высотой Эфа.

Деревянные дорожки мостков перемежаются лесенками, подъем местами довольно ощутимый. В самой верхней точке Эфа достигает 64-метров. Но так как подъем постепенный, одолеет его, мне кажется, любой.

Думаю, любители тропической яркости могут испытать некое разочарование от открывающейся со смотровых площадок панорамы. Тем более в «незеленое» время года. Но меня пейзаж завораживал. Своей цветовой сдержанностью в том числе.

7

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

9

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

Причем особенно впечатлил как раз тот вид, где даже сосен нет — только песок, редкие, пока еще голые, кусты, и вода залива… Переходы от почти белого через золотистый к бежевому и коричневому, сталь воды, блекло-голубое небо… Сумасшедший простор…

7

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

А когда в образовавшееся вдруг среди облаков окно хлынули солнечные лучи, в сторону заигравшего серебром залива развернулись все, кто был на площадке, разом замолчав причем…

8

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

7

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

Между прочим, не все местные котики предпочитают лениво-благополучную жизнь в в Кранце. На косе, как раз возле высоты Эфа, обитает черный аки смоль Василий. Я его заметила крадущимся за птичкой.

5

Черную точечку слева от небольшой сосенки видите? Это Василий и есть!

Черную точечку слева от небольшой сосенки видите? Это Василий и есть!

Не знаю, поймал или нет (скрылся за сосенкой), но потом был замечен употребляющим готовый корм на дорожке)).

6

Меха, однако, у дюнного кота Васеньки холёные!

Меха, однако, у дюнного кота Васеньки холёные!

Поначалу Вася жил среди дюн один, но говорят, не так давно обзавелся подругой и даже уже потомством, вполне вероятно положив начало династии дюнных куршских котов)))

Мне в окрестностях Эфы интервала между автобусами не хватило.

7

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

Пришлось один пропустить. В общей сложности провела там около трех часов. Хотя, наверное, если шустренько галопом, без прогулки по пляжу и поисков камушков, хватит и полтора.

3

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

На остановке имеет смысл появиться минут за 5–7 до намеченного рейса, автобус может появиться чуть раньше времени, заявленного в расписании.

От дюны Эфа я проехала по направлению к Кранцу до Танцующего леса, хотя к нему у меня было несколько предвзятое отношение. Слышала не раз, что пиара здесь больше, чем действительных чудес. Да еще, когда ехала на косу, в автобусе рядом с водителем угнездилась на редкость ворчливая бабуля, недовольная всем на свете. В том числе дико ее раздражали туристы, которые «ездют и ездют»: «Сколько лет живу, никому это все было не надо, а теперь, как полоумные! И чего им эти сосны сдались? У меня возле дома таких тьма, смотри — не хочу!». Мне даже интересно стало, где же бабуля живет? По всему судя, ближе к Морскому… Вот бы там прогуляться, если и в самом деле «такие же».

Ибо в «официальном» Танцующем лесу неспешно побродить не получится. Поняла это, увидав на парковке штук семь огромных автобусов… И это еще далеко не сезон! Что же тут летом?.. Не умею я наслаждаться природой, следуя по мосткам за группой из тридцати с лишним человек. (Здесь даже строже, чем в дюнах: сойти с мостков невозможно даже случайно — они довольно высоко над землей и с ограждающими перилами). Где удавалось, группы обгоняла и отрывалась, но получалось не всегда…

Деревья, впрочем, и в самом деле очень необычные, с закручено-перекрученным стволами.

15

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

Причем, единого мнения о том, почему с ними такое приключилось, нет. Кто-то считает, что балтийские ветра поспособствовали, кто-то — что некая неизвестная болезнь повлияла.

7

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

А некоторые подозревают, что не обошлось без воздействия сил ирреальных, а то и вовсе инопланетных. Доводилось читать, что иногда в Танцующем лесу становится не по себе, что-то «эдакое» люди ощущают, но со мной ничего подобного не случилось. Да и какая там мистика ясным днем в шумной толчее? Хмурым ноябрьским утром, еще лучше — в тумане, быть может! И то вряд ли, т. к. мостки и прочая «окультуренность» опять же не способствуют.

Кстати, лихо завитых деревьев здесь не так и много. И почему кому-то пришло в голову назвать их «танцующими», мне непонятно. Уж скорее напоминают йогов или цирковых гимнастов, демонстрирующих чудеса невероятной гибкости.

9

Куршская коса — общественным транспортом без проблем!

А еще мне показалось, не очень хорошо многие сосны себя чувствуют, может, и правда болячка?.. Что действительно понравилось — ковры из мягкого пышного мха под соснами. Кое-где подрытые явно кабанами.

Ни одной животинки, увы, увидеть не удалось. Правда, на обратном пути, народ из окна автобуса видел лису, а я проморгала… Обидно! А кабаны, как пить дать, едва заслышав приближение первой тургруппы, скрываются в глубине леса, не горя желанием стать героями фотосессий)))

Летом на Куршской косе запросто можно провести целый день. Не уверена, что потянуло бы меня в музей или на орнитологическую станцию, но до высоты Мюллера прогулялась бы. И наверняка прошла бы берегом моря по направлению к Пиллкоппену, заглянув по пути к озеру Лебедь… Может однажды так и случится… Почему-то мне кажется, что в эти края я еще вернусь…

©