Ирина Алкснис

Москва номинирована сразу в трех номинациях «туристического «Оскара» — премии World Travel Awards: лучшее направление спортивного, фестивального и событийного и городского туризма.

О самом последнем стоит поговорить особо.

Люди частенько не осознают, что городской туризм стоит несколько особняком от прочих туристических отраслей.

Ведь что собой представляет большая часть популярных туристических маршрутов?

Где-то имеется — или создается с нуля — некое явление, которое привлекает к себе людей из других мест. Это может быть почти что угодно: памятник истории или культуры, теплое море с песчаными пляжами, уникальный ландшафт, какое-нибудь специально проводимое (культурное, спортивное, социальное и т. д.) мероприятие. Под это явление в том месте строится инфраструктура для обслуживания приезжающих туристов, целью которых является приобщение к привлекшему их интерес феномену. И вся эта система с большим или меньшим успехом функционирует.

Городской туризм имеет иную природу, поскольку главным центром притяжения является сам населенный пункт, его среда и атмосфера. Популярные среди туристов города мира (от Парижа до Барселоны, от Нью-Йорка до Лондона, от Венеции до Токио, от Праги до Стамбула), безусловно, имеют у себя обширный спектр достопримечательностей, и они могут предоставить развлечения на любой вкус, но главный их секрет состоит в ином — в стремлении туристов просто пожить там, подышать воздухом, погулять по этим улицам и улочкам, посидеть в тамошних кафешках, на лавочках скверов и просто парапетах набережных, побыть зевакой, рассматривая идущих мимо людей или созерцая, как лучи заходящего солнца играют на стенах домов и витринах магазинов. В общем, стать частью — пусть даже на очень короткое время — завораживающего и влюбляющего в себя города.

А есть еще местное население.

На большинстве курортов и в прочих популярных туристических местах инфраструктурные удобства и красоты создаются под приезжих, а местным обычно уготована функция обслуживающего персонала.

В популярных туристических городах не так — во всяком случае в период, когда мир открывает для себя новое замечательное место, где хочется побывать. Горожане — органичная часть города. Именно их усилиями — и для них — изначально создавались те самые атмосфера и среда, ради которых туда вдруг начинают рваться туристы со всего мира. Местные гуляют по тем же паркам и сидят на тех же уличных террасах кафе.

Это их город. Они — его хозяева. Именно благодаря им он такой, какой есть.

И неслучайно один из главных рисков для туристических городов — пасть жертвой собственной популярности. Когда туристов становится так много, что местные вдруг оказываются второсортными жителями на птичьих правах. И внезапно теряется дух, который изначально и привлекал сюда людей.

Без своих жителей город превращается просто в еще один туристический аттракцион, пляжный или событийный.

Наверное, неслучайно в последние годы от путешествующих так часто слышатся жалобы на традиционные туристические города, особенно в Европе, и поиск новых, в которых живет собственный незаурядный и яркий дух.

Так что ничего удивительного, что Москва превращается в один из новых центров притяжения.

Ведь все эти грандиозные перемены, так поражающие в столице, происходят, в первую очередь, для нее самой и для ее жителей. А москвичи в свою очередь наполнили московским духом — не старым, а современным московским духом — как совершенно новые, так и обновленные старые городские пространства, бесчисленные кафе, модные магазины и хипстерские велодорожки.

Именно этот симбиоз превратил Москву в мечту для миллионов людей по всему миру, которые в последние годы с новой стороны открыли для себя древний город и теперь страстно стремятся хотя бы раз увидеть его своими глазами, пройтись по его улицам и вдохнуть его воздух.

 

©




Статьи по теме: