Памятник Пуччини.

Лукка — один из немногих городов, полностью сохранивших старинные крепостные стены, насчитывающие примерно 4,2 км в диаметре. С вершины стен открываются прекрасные виды на окрестную равнину. Собор Святого Мартина (с лабиринтом перед порталом), заложенный ещё в VI веке, приобрёл свой нынешний вид в Средние века. Золотой век Лукки — треченто — оставил большое количество небольших церквей с фасадами, покрытыми избыточным скульптурным декором, и высокими квадратными в плане кампанилами. За готическими фасадами скрываются более древние нефы, которые в отношении планировки вполне вписываются в рамки романики. В Базилике святого Фредиана находятся нетленные мощи святой Зиты (1212—1272).

Город Лукка — родина скульптора Маттео Чивитали (1435—1501) — одного из лучших скульпторов тосканской школы XV столетия и композиторов Луиджи Боккерини (1743—1805) и Джакомо Пуччини (1858—1924).

  • Если пройти по виа Рома, а потом по виа Фаллунго, то выйдем на Рыночную площадь (Piazza del Mercato или Piazza dell’Anfiteatro). Площадь расположена на месте бывшего древнеримского амфитеатра, только богатый город мог позволить себе построить арену для гладиаторских боев. На протяжении веков мраморные блоки стен амфитеатра использовались для строительства жилых, коммерческих помещений и мастерских ремесленников, но первоначальная форма сооружения в виде овала сохранилась.
  • Городская планировка сохранилась со времен римского лагеря — в центре города пересекались две улицы — одна, проходившая с севера на юг (кардо), вторая — с востока на запад (декуманус). Т.е. план города представлял собой прямоугольник или квадрат, пересеченный, как шахматная доска, улицами, идущими параллельно кардо и декуманус.
  • Дворец Гуиниджи и одноименная башня представляют собой изумительный пример средневековой архитектуры Лукки. Дворец Гуиниджи не просто особняк, а целый городок из кирпичных зданий с башнями и арочными окнами, в которых проживали многочисленные родственники семейства Гуинджи, самой знатной фамилии города — Паоло Гуиниджи даже правил городом в первой половине XV века.
  • Городские стены.
  • В Лукке улицы, идущие с севера на юг — виа Ченами (via Cenami) и виа Филлунго (via Fillungo), а также виа Сан-Паолино (via San Paolino), виа Рома (via Roma) и виа Санта-Кроче (via S.Croce) с запада на восток разделяют Лукку на четыре части. Вблизи их пересечения образовывается квадратная площадь (каструм) — Форум — площадь Сан-Микеле-ин-Форо (piazza di San Michele in Foro).

  • Базилика Сан Фредиано. Это единственная церковь в городе, построенная в романском стиле в 1112-1147 гг. на месте более древней церкви. Фредиано был ирландским епископом Лукки в первой половине VI века, который основал здесь церковь, посвященную Святому Винсенту (San Vincenzo), мученику из испанской Сарагосы. Когда Фредиано умер и был похоронен в этой же церкви, церковь в знак уважения к епископу нарекли именем святых Фредиано и Винсенто (Ss. Frediano, Vincenzo). Фасад церкви украшает цветная мозаика «Вознесения Христа». Можно заметить, что Христос возносится в «магическом яйце». Внутри базилика богато украшена белым мрамором.Стоит обратить внимание на романскую крестильную купель (фонтана лустрале) XII века работы мастера Роберто (Roberto). Купель имеет необычную форму и украшена мраморными фигурками на библейские темы.
  • Главная церковь ЛуккиКафедральный собор Сан-Мартино (Duomo di San Martino), была построена в VI в. Это первый храм посвященный Святому Мартину. Собор несколько раз перестраивался, современный облик он приобрел в XII-XV вв. Фасад Кафедрального собора Лукки — превосходный и привлекательный пример романской школы Пизанско-Лукканской архитектуры. Уже в VI веке внутри городских стен по велению епископа города Св. Фредиана было построено несколько церквей и крестильня, которые с течением времени стали культовым центром католицизма. Церковь Сан Мартино в VIII в. стала кафедральным собором города и ярким образцом романского стиля архитектуры в Тоскане. Здесь представлены работы великих итальянских скульпторов и художников. Якопо делла Кверча и надгробный памятникИларии Карретто, Доменико Гирландайо и Мадонна на троне с ребенком в окружении святых, Тинторетто и его непревзойденная Тайная вечеря.
  • Вокруг центральной двери — история жизни Св. Мартина. При входе в собор на одной из пилястр правой стороны виден слабо различимый рисунок — «Лабиринт». Рядом есть старинная надпись, которая сообщает, что это и есть «тот самый лабиринт, что на Крите построил Дедал, откуда всяк туда входящий не сумеет найти выход, кроме Тесея, которого спасли любовь и нить Ариадны». Говорят, что осужденным на смерть предлагали с первого раза найти выход из этого схематического лабиринта, и тому, кто смог это сделать, даровали жизнь. Такие графические символы встречаются и в других итальянских церквях. В ризнице находится саркофаг Иларии дель Карретто Гуиниджи работы прославленного мастера Якопо Делла Куерча.

    Паоло Гуиниджи поставил саркофаг, чтобы увековечить память своей супруги, умершей в 26 лет. Небольшая собачка охраняет вечный сон Иларии.
    Это надгробие считается одним из самых замечательных произведений искусства, хранящийся в Лукке. В соборе есть еще одна работа того же мастера — статуя Ионна Крестителя.
    В центре левого нефа находится капелла Вольто-Санто (1484, проект М. Чивитали) – Святой Лик, где находится уникальное деревянное распятие. Согласно древней легенде, изображение Христа вырезал из ливанского кедра евангельский Никодим под руководством ангелов.
    Вольто-Санто — один из символов Лукки. Образ долгие века является охранным амулетом, защищающим город от напастей, и когда горожане совершали длительные путешествия, они брали с собой копию этого распятия. Каждый год 13 сентября проходит торжественная процессия в его честь.

  • Церковь Санти Джованни и Репарата (Santi Giovanni e Reparata). До постройки Кафедрального собора здесь заседал епископ. Основная часть конструкции относится к XII в., но сохранились и более древние элементы. С приходом Наполеона церковь была закрыта и вновь открылась в 1828 г.
    Внутри церкви сохранились фрески XIV в. Церковь Святого Иоанна и великомученицы Репараты — еще один великолепный христианский храм Лукки, который советуем посетить. В ней располагалась первая резиденция епископов города. Археологические раскопки в окрестностях церкви продолжаются по сей день. Помимо руин древнего христианского храма, можно увидеть останки древнеримских строений, в частности — Domus romana (I в. до н. э.).
  • Собор Сан-Микеле-ин-Форо (Chiesa di San Michele in Foro) на площади Сан-Микеле-ин-Форо.
  • Количество изящных и величественных палаццо, вилл и особняков в Лукке превышает все приличные, подобающие размеру города, рамки. Например, незаконченная постройка великого Амманнати — Палаццо-делла-Провинча. Также примечателен Палаццо-Манси 17 века на Виа-Галли-Тасси. Здесь стоит задержаться, чтобы осмотреть очаровательные интерьеры и Супружескую спальню18 века, представляющую собой резной альков в барочном стиле. Кроме того, Манси скрывает за своими фасадами Национальный музей с отличной коллекцией полотен художников периода Возрождения — 19 века. Можно увидеть работы Джордано, Бронзино, Веронезе, Тинторетто. Поблизости, уделив еще 10 минут, можно насладиться интерьером ренессансной церкви Сан-Паолино с произведениями искусства 15-16 веков.

    Наконец, можно заглянуть в Палаццо-Бернардини и Виллу Гвиниджи (не путать с домами Гвиниджи) где находится музей, где стоит осмотреть оба отдела: археологический с находками времен этрусков и древних римлян; и изобразительных искусств.

  • Театр Лилии расположен на площади piazza del Giglio, примерно в 200 м западнее кафедрального собора Лукки. Театр Лилии – главный театр Лукки и один из самых старинных общественных театров Тосканы. В 1672 году Совет Луккской республики постановил построить театр на месте монастыря распущенного папой Климентом IX ордена иезуатов блаженного Иеронима, рядом с церковью святого Иеронима. В 1675 году общественный театр, построенный архитектором Марией Джованни Падреддио по проекту Франческо Бонамичи, был торжественно открыт. В 1688 году здание очень сильно пострадало при пожаре. В 1692 году театр был восстановлен по старому проекту. Потолок был расписан луккским художником Анджело Ливоратти, сцена театра была сделана Сильвано Барбати. Эпоха Луккской республики стала золотым веком этого театра. С падением республики (1799) театра пришёл в упадок. Здание начало разрушаться. Работы по строительству нового театра начались под руководством архитектора Джованни Ладзарини в 1817 году. В 1819 году новый театр был построен. Марии-Луизе Бурбон, правительнице Лукки, предложили выбрать имя театра из трёх вариантов: «Театр святого Людовика», «Театр Альфьери» и «Театр Лилии». Она выбрала Театр Лилии (лилия – эмблема Бурбонов).

    В 19 веке на сцене театра выступали лучшие певцы и артисты, ставились лучшие произведения (Верди, Россини, Беллини и др.). В 1872 году здание получило газовое освещение, а в 1911 году – электрическое. Тогда же, в 1911 году, был заново облицован мрамором пол, переделаны лестницы, добавлены сантехнические помещения, заменены кресла партера. В 1957 году театр был расширен под руководством инженера Кариньяни: было добавлено ещё 400 мест. Последний раз театр реставрировался в 1985 году. Сейчас в нём проходят оперные, драматические и танцевальные представления и симфонические концерты. При театре также работает школа-студия, библиотека и видеотека.

    Трёхэтажное здание театра построено в неоклассическом стиле. Центральная часть фасада выступает вперёд. Над ней поднимается треугольный фронтон, опирающийся на пилястры. Под фронтоном, между пилястрами, расположены барельефы, украшенные изображениями на музыкальную тематику. Зал с четырьмя ярусами балконов богато украшен.

  • Палаццо-Преторио — дворец, постройка которого была начала еще в 1492 году по проекту Чивитали. Близ него — церковь Сан-Микеле-ин-Форо пизано-луккского романского стиля 14 века. За фасадом, увенчанным статуей Михаила Архангела, скрываются работы Филиппино Липпи, Андреа делла Роббиаи Рафаэлло да Монтелупо. См. фото ниже.
  • Площадь Сан-Микеле-ин-Форо (piazza di San Michele in Foro).
  • Свое название площадь получила от расположенного здесь собора Сан-Микеле-ин-Форо (Chiesa di San Michele in Foro).
  • Типичный храм в пизанском стиле с разноцветными полосами мраморных колонн на фасаде расположен на приподнятой и огороженной столбиками с цепями площадке в центре площади. Левый верхний угол фасада собора украшает статуя Мадонны работы Маттео Чивитали, выполненная в 1480 году в благодарность за избавление города от чумы.Собор Святого Архангела Михаила был построен на месте бывшего римского форума. «Ин-форо» в названии собора как раз и указывает на существование на этом месте форума. Церковь в форме латинского креста была возведена здесь в 8 веке, рядом были расположены монастырь и больница.
  • Площадь Амфитеатра.
  • Площадь Наполеона
  • Площадь Наполеона
  • Церковь Богоматери розы (Chiesa di Santa Maria della Rosa) находится на улице via della Rosa, примерно в 200 м восточнее Кафедрального собора Лукки. На месте нынешней церкви некогда была капелла святого Павла, в 1309 году она была расширена. В новой капелле особенно почиталось изображение Богоматери со святыми Петром и Павлом. Богоматерь держала в руке цветы, и уже тогда изображение называлась Богоматерью розы. С ростом культа Богородицы потребовалось новое расширение капеллы, в 1333 году была построена церковь. Западная (левая) стена церкви «оперлась» на сохранившуюся городскую стену римской эпохи, остальные фасады были отделаны полукруглыми арками, в восточной стене были сделаны бифоры. Восточный фасад церкви является довольно редким для Лукки примером готического стиля. Рядом с дверью, ведущей в ризницу, и двумя бифорами сохранился кусочек старинного фасада с резными драконами и розами. Здание было облицовано мрамором. Главный фасад, смотрящий на восток, был завершён в 15 веке. Открывающийся в нём портал приписывается мастерской Маттео Чивитали. В 1499 году церковь была расширена ещё раз.

    Внутренний вид храма – результат переделок 15 века. Пространство делится на три нефа колоннами, поддерживающими крестообразный свод. В главном алтаре храма находится почитаемое изображение «Богоматери розы» (14 век). Этот образ почитался как чудотворный в средние века. Существует легенда о чудесном происхождении картины. Однажды немой от рождения пастушок заметил необычайно (дело было в январе) зелёный куст. Приблизившись к кусту, он заметил цветущую розу. Пастушок срезал её и принёс домой, обретя вместе с розой дар речи. Узнавший о чуде епископ решил обследовать местность и нашёл рядом с кустом изображение Богоматери с младенцем и тремя розами. Сейчас исследователи считают эту картину одним из самых важных живописных произведений в Лукке. У северной стены церкви, под витражной розеткой, стоит статуя Богородицы, протягивающей младенцу Христу розу. Автором скульптуры считается знаменитый Джованни Пизано. Копия этой статуи также установлена снаружи, на северном углу церкви. Храм Богоматери розы посещала в последние годы своей жизни святая Джемма Гальгани (умерла в 1903 году). В церкви установлена табличка на её молитвенном месте.

  • Лукка находится в регионе Тоскана, в центре Италии. Можно предположить, что его географическое положение на перекрестии торговых дорог предопределило судьбу города. Это отчасти правда, хотя древнее поселение лигурийцев было основано в глубокой античности, когда дорог вообще не существовало. Город назывался «luk», что означало «окруженный водой». Лигурийцы и этруски владели им до 180 г. до н. э., затем он стал Римской колонией и получил название Luca. После падения Римской империи и Великого переселения народов здесь обосновались готы и лангобарды.

    В средние века Лукка, в остром соперничестве с Пизой, Флоренцией и Массой, превратился в оживленный торговый центр. Вплоть до XV в. республиканский Лукка держал первенство в торговле шелком, шерстью, в банковском деле. Крепостные стены города долгие десятилетия отбивали напрочь желание завоевателей полакомиться этим куском тосканского пирога..Попав под влияния Флоренции, Лукка продолжал оставаться вторым по величине городом Тосканы. При Наполеоне город стал столицей княжества Лукки и Пьомбино во владении сестры Наполеона Элизы Бонапарт.

    В 1847 г. Лукка присоединяется к Великому герцогству Тосканскому.

    Лукка сегодня — это город, прекрасно сохранивший свою средневековую архитектуру,город ста церквей, уютный, чистый и тихий уголок тосканской земли, в котором туристу кажется, что время нарочно замедляет ход и нет нужды торопиться, волноваться, думать о нерешенных вопросах там, за пределами царства Спокойствия. В самом деле, согласно недавно проведенному исследованию отзывов путешественников в крупнейших туристических сетях (Facebook, Twitter, Trip Advisor и др.), из четырех итальянских городов — Флоренция, Пиза, Феррара и Лукка — город Лукка стоит на первом месте по степени положительных эмоций в отзывах.

  • На площади Наполеона (piazza Napoleone) находится герцогский (народный) дворец (Palazzo Pubblico — Palazzo Ducale). Герцогский дворец, в котором жила Элиза Бонапарт — сестра Наполеона Бонапарта с супругом, был выстроен архитектором Бартоломео Амманати в 1578-1582 гг. и перестроен в XVIII и XIX вв. Во дворце располагается старинная библиотека и картинная галерея, в соседнем особняке Manzi palace, так же находится картинная галерея.
  • Герцогский дворец или Дворец синьории, находится на площади Наполеона (piazza Napoleone), примерно в 200 м западнее кафедрального собора Лукки. На месте, где сейчас возвышается Герцогский дворец, находился фортификационный комплекс крепости Августа. Она была резиденцией кондотьера и пожизненного консула Лукки Каструччо Кастракани (начало 14 века). По некоторым данным, автором проекта дворца-крепости для Каструччо был Джотто. В 1370 году комплекс был разрушен взбунтовавшимся населением. На месте крепости Каструччо в 1401 году была построена новая крепость нового синьора Лукки: ранее, в 1400 году, этот титул получил Паоло Гуиниджи. Кстати, именно надгробный памятник его второй жене, выполненный Якопо делла Кверча, является одной из главных достопримечательностей Лукки (находится в Кафедральном соборе Лукки). Крепость Гуиниджи получила название Цитадели Лукки.

    После падения Паоло Гуиниджи Цитадель была частично разрушена, а здание стало Общественным дворцом, где размещались различные органы городского управления. С 1805 года дворец стал резиденцией герцогини Элизы Бонапарт, правительницы Лукки в эпоху Наполеона. До объединения Италии во дворце располагалось правительство Лукки, затем здание было передано провинции Лукки. Сейчас в Герцогском дворце размещается целый ряд административных служб, центров, фондов. Среди них: Исторический институт, Форум ЮНЕСКО, Луккская академия филологии и искусств, Музей Рисорджименто (объединения Италии) и др.

    Здание занимает восточную сторону площади Наполеона. Внешний облик левого крыла дворца, включая портал с венецианским окном над ним, восходит к реконструкции, выполненной под руководством автора флорентийского фонтана «Нептун» Бартоломео Амманнати (1578). Эти работы были предприняты после того, как в 1576 году здание сильно пострадало от взрыва порохового склада, вызванного ударом молнии. Правое крыло было достроено в том же стиле архитектором Франческо Пини в 1728 году. Отделка была выполнена Лоренцо Ноттолини в период Луккского герцогства (первая половина 19 века).

    Через главный вход можно попасть в большой центральный внутренний двор, который так и не был завершён (Амманнати, Пини). Двор окружён галереями с двумя ярусами пилястров. В центре двора стоит статуя луккскому юристу 19 века Франческо Карраре работы Аугусто Пассальи. Слева от центрального двора расположен Швейцарский двор (Амманнати). Он назван так в честь швейцарской гвардии, служившей Луккской республике. Портик Швейцарского двора отделан рустованным камнем. Парадная лестница (Ноттолини) ведёт в приёмные залы, занятые сейчас службами провинции и префектуры. Наверху лестница заканчивается у Галереи статуй. Мраморные статуи, копии классических образцов, выполнены мастерами из Каррары.

    Зал Главного совета республики украшен фламандской картиной «Семейство Буонвизи» и фреской Пьетро Тесты «Свобода Лукки» (17 век). Над Лоджией охраны находится так называемая Лоджия Амманнати с гротесковой живописью и лепниной (16 век). Зал стремянных украшают фрески Луиджи Адемоло (начало 19 века).

  • Площадь Наполеона в Лукке, которую часто называют Большой площадью, имеет интересную историю. В 1806 г. перед дворцом сестры Бонапарта и герцогини Тосканской Элизы Баччокки была построена площадь – для того, чтобы увеличить пространство перед дворцом и сделать его более внушительным. Для этого на месте будущей площади было снесено несколько зданий, включая церковь XVI века, башню и некоторые частные дома. Однако после «очистки» территории, оказалось, что оставшиеся здания, которые окружали дворец, были не слишком красивы, и их решили скрыть с помощью аллеи из платанов. Старинные платаны украшают площадь Наполеона в Лукке и сегодня, а Герцогский дворец, возведенный на месте средневековой крепости, расположен на восточной стороне площади. Но сейчас в нем размещаются администрация провинции, исторический институт Лукки и форум ЮНЕСКО.
  • Памятник Луиджи Боккерини (Luigi Boccherini). Он родился в Лукке 19 февраля 1743 года. Первым учителем музыки для юного дарования был его отец, замечательный музыкант, контрабасист Леопольд Боккерини.Для продолжения музыкального образования отец Луиджи отдает его в архиепископскую семинарию где учителем мальчика становится аббат Доменико Ваннуччи (Domenico Vannucci). Успехи Луиджи феноменальны и уже в 13-летнем возрасте Боккерини выступает как виолончелист с концертами в своем родном городе и играет в оркестре городского театра Лукки.В начале 1757 года Боккерини отправляется для продолжения своего обучения в Рим. Здесь же он продолжает исполнительскую деятельность солиста-виолончелиста. Вскоре в родной Лукке Боккерини организует струнный квартет, в который входят известнейшие виртуозы и композиторы того времени: Пьетро Нардини (Pietro Nardini ), Филиппино Манфреди (Filippino Manfredi) и Джузеппе Камбини (Giuseppe Maria Gioacchino Cambini), для которого они создают немало музыкальных произведений.Европейское признание как к композитору, приходит к Боккерини после его триумфальных концертов в Париже и в 1769 году он решает перебраться в Мадрид, где получает должность придворного музыканта и композитора Инфанта Луиса.
  • После смерти Луиса, Боккерини долгие годы является придворным композитором, а так же получает высокооплачиваемую должность в капелле императора Вильгельма Фридриха II, большого ценителем музыки.Последним меценатом музыканта стал маркиз Бенавенте (marchese di Benavente), очень любивший гитарную музыку. Для него Боккерини напишет многочисленные квинтеты для гитары и струнных инструментов.

    После смерти второй жены и троих дочерей, будучи тяжело больным человеком, последние годы своей жизни композитор проводит практически в нищете.Умер Луиджи Боккерини в Испании, в Мадриде 28 мая 1805 года. В сентябре 1927 года его останки были перевезены в родной город, где они и покоятся, по сей день, в церкви Святого Франциска (San Francesco).Музыкальное наследие Луиджи Боккерини почти целиком состоит из инструментальных сочинений, которое насчитывает около 400 произведений. Он создал около 30 симфоний, около 100 струнных квартетов, 125 струнных квинтетов, многочисленные скрипичные и виолончельные сонаты, скрипичные и виолончельные концерты, оратории, кантаты, мессы, оперу.

  • Базилика Сан Фредиано.


  • В настоящее время сохранилась только одна башня Гуиниджи – один из символов города. Башня построена в 1384 г., на высоте 44 метров растут деревья и отсюда открывается великолепный вид на город.
    Как оказались таинственные дубы на высоте 44 метра неизвестно, историки также затрудняются назвать точную дату высадки мини-сада, но в хрониках XV в. дубы были уже на это месте.
  • Фрагмент городских стен.
  • Вид с городской стены.

©




Статьи по теме: