puerrtto
Если бы меня спросили, в какой из стран Залива я бы предпочел работать в качестве экспата, то однозначно выбрал бы Оман. При этом я понимаю тех, кто едет работать в ОАЭ или там Катар, в конце-концов это как «ссылка» в Сургут или Ноябрьск — отмучился несколько лет и на родине квартиру купил.
Но чтобы жить, именно с наслаждением и не считать дни до отъезда — только Оман. Нет другой такой страны в Заливе со столь интересной природой, историей, культурой и колоритом.
Чего стоят одни только оманские крепости, которых насчитывается от нескольких сотен до тысячи. Они построены в XII — XVII веках местными феодалами и посредством этих форпостов контролировали свои владения, бдительно защищая их от посягательств соседей.
Многие из оманской феодальной знати сколотили свое состояние на походах в Западную Африку и как мы помним, именно оманские купцы и имамы выстроили в XIX веке Каменный город на танзанийском острове Занзибар. Современный Оман мало напоминает некогда могущественную империю и лишь эти замки в пустыне напоминают о былом.
Как сказано выше, крепостей в Султанате Оман невероятно много, по некоторым данным до тысячи. В разной степени сохранности и досягаемости. Часть из них, такие как Накхль, Рустак и Низва «раскручены» и туда возят туристов автобусами. Другие чуть менее известны и там разве что изредка встретишь какого-нибудь интересующегося экспата из маскатской тусовки и наконец оставшиеся крепости (и их абсолютное большинство) это про которые вообще мало кто знает.
Мы решили «покрыть» десяток крепостей за один очень длинный день.
Чтобы дважды не вставать, в Омане нужна машина. Обязательно. Иначе вы попросту не сможете выбраться за пределы Маската, или в лучшем случае доедете очень редкими автобусами до другого крупного города, например Низвы, или Сохара. Представьте себе, что даже автобусы тут ходят очень и очень редко.
Из столицы до Низвы всего два автобуса в день, один рано утром и второй вечером. Тоже самое обратно. А вот из Низвы в Рустак вы автобусом не уедете совсем, как и из Маската в какой-нибудь форт Накхль. Все маршруты централизуются в Маскате и региональных автобусов очень мало.
Да, это вам не Европа, чтобы везде курсировали электрички и автобусы, здесь народ традиционно имеет свой автомобиль и не представляет жизни без него. На автобусах перемещаются лишь индийские и бангладешские работяги, но они ездят отнюдь не по крепостям и их обычно подвозит работодатель.
© puerrtto. livejournal.com
Статистика странная штука, вот такую сторожевую башню на трассе Маскат — Низва мы считаем крепостью из того тысячного списка?
© puerrtto. livejournal.com
Откровенно говоря, так восхваляемая всеми путешественниками Низва оставила меня равнодушным.
Слишко явный «новодел», производящий впечатление какого-то Диснейленда. Добавим к этому явную подпорченность места туризмом (нам нагрубили в мечети, мол, ходят тут всякие) с лавками сувениров и платными парковками.
Нам еще повезло, что приехали в какой-то очень спокойный день и народу не было, наверное из-за исключительной жары. Термометр сурово колебался между 42 и 45 градусами в тени.
© puerrtto. livejournal.com
Одного у Низвы не отнять — богатой истории. Начиная с того, что в VI − VIII веках именно этот город (а не Маскат) был столицей Омана, а в пятидесятых годах уже нашей эпохи, XX столетия, британские самолеты бомбили Низву, чтобы «выкурить» из крепости повстанцев, пытавшихся свергнуть правящего на тот момент султана Саида Бин Теймура.
Кстати, гражданская война случившаяся в стране в тот период была вызвана знаете чем? Нефтью.
Едва англичане нашли им черное золото, как шейхи сцепились между собой за контроль над месторождениями. Под бдительным руководством англичан, которые поддержали того правителя, который пообещал британским компаниям безграничное владение нефтяными ресурсами страны.
По той же схеме Штаты с Европой взяли под контроль и нефть с газом в соседних Эмиратах, Катаре и Кувейте, заточив алчных до богатств правителей в условную золотую клетку. Где их содержат по сей день, напоминая периодически про возможность продолжения «Арабской весны». При чуть меньшем влиянии на Саудовскую Аравию, которой удалось в значительной степени отстоять свое черное богатство. Это тема для отдельного разговора, так что оставим ее в данном случае.
© puerrtto. livejournal.com
Дороги в Омане великолепные, ограничение в 120 и камеры периодически встречаются. Заметил, что оманцы скоростной режим практически не нарушают, наверное штафы довольно «кусачие» —
© puerrtto. livejournal.com
Если честно, то после Низвы мы решили сделать упор на крепости малоизвестные. Иной раз бывало сложно найти их название. Ну предавьте себе какую-то богом забытую деревню километрах в 20 от трассы. Вот крутитесь вы по ней, петляя по узким улочкам —
© puerrtto. livejournal.com
И вдруг бац и перед вами крепость и руины старого города —
© puerrtto. livejournal.com
Вероятно, такие крепости носят название деревни, в которой расположены. В данном случае это деревня Манах в получасе езды от Низвы —
© puerrtto. livejournal.com
Возле крепости небольшая мечеть, на чей минарет мы забрались для панорамной сьемки —
© puerrtto. livejournal.com
Едем дальше, тут еще одна крепость буквально в пяти километрах —
© puerrtto. livejournal.com
Вот она, еще чуть-чуть и на месте —
© puerrtto. livejournal.com
Мощные стены, башни, бойницы. И ни одной живой души. Как крепость называется? Наверное, тоже Манах, как и первая. Ведь они расположены по-соседству и в путеводителях не упоминаются обе —
© puerrtto. livejournal.com
© puerrtto. livejournal.com
Крепость закрыта на замок, но забраться внутрь можно через проломы в древних стенах —
© puerrtto. livejournal.com
Из этой крепости прямо напротив мы видим уже третью крепость. Это все в одной деревне! Вот вам координаты этой малоизвестной деревушки с тремя замками на Google maps. Чудесно, идем дальше —
© puerrtto. livejournal.com
И тоже все закрыто. Где ключи не знал ни один из спрошенных нами местных жителей —
© puerrtto. livejournal.com
Тогда едем дальше и через час опять крепость. У нее название есть, Кал’ат Сулайф (координаты на Google Maps), она чуть южнее городка Ибри —
© puerrtto. livejournal.com
Довольно крупная крепость над пересохшим руслом реки. Зимой тут можно застать серьезный поток мутной воды —
© puerrtto. livejournal.com
Деревушка вокруг тоже клоритна, в ней перемешались старые глинибитные домишки и современные —
© puerrtto. livejournal.com
К крепости ведет уж совсем узкая улочка —
© puerrtto. livejournal.com
Как обычно, крепость закрыта —
© puerrtto. livejournal.com
Едем дальше, в еще одну крепость в городке Ибри —
© puerrtto. livejournal.com
Еще крепость, кажется, единственная открытая за всю нашу поездку —
© puerrtto. livejournal.com
© puerrtto. livejournal.com
Еще какая-то крепость буквально в трех километрах от Ибри —
© puerrtto. livejournal.com
Еще немного и мы доберемся до одной из крупнейших оманских крепостей, Бахла. Она достаточно популярна и туристов в нее привозят время от времени. Туда ведет живописная дорога —
© puerrtto. livejournal.com
В отличие от Низвы, крепость Бахла отреставрирована со вкусом и не создает ощущения уж полного новодела —
© puerrtto. livejournal.com
Тут есть все: мощные стены, горы на горизонте, оазис из финиковых пальм —
© puerrtto. livejournal.com
Традиционно, вокруг крепости расположен старый город из глинобитных домиков —
© puerrtto. livejournal.com
Виды со стен крепости на одноименный городок и горы —
© puerrtto. livejournal.com
© puerrtto. livejournal.com
© puerrtto. livejournal.com
А нам после посещения крепости туда ехать, вот по той дороге в горы —
© puerrtto. livejournal.com
© puerrtto. livejournal.com
Нефтяные богатства это прекрасно, но за пределами столицы народ и по сей день живет вот так, накачивая воду в бочку посредством китайского электромотора. Как это правильно называется? Неравномерно распределяемые сверхприбыли?
© puerrtto. livejournal.com
Бахла — один из лучших, на мой взгляд, замков Омана —
© puerrtto. livejournal.com
Идем дальше и опять крепость в очередной деревне рядом с Ибри —
© puerrtto. livejournal.com
Городок абсолютно пустой, народ начнет выбираться на улицу ближе к вечеру —
© puerrtto. livejournal.com
Пустующий базар —
© puerrtto. livejournal.com
Крепость, естественно, закрыта. Я вам вот что скажу: в очень незначительном числе оманских крепостей есть часы работы. Лишь штуках в пяти. В остальных будет всегда закрыто и ключ следует искать либо в мечети, либо у местного старосты. Найти их может оказаться непросто, ибо даже в мечети посреди жаркого дня может не быть людей —
© puerrtto. livejournal.com
Внутри, по идее, должен быть региональный музей. Но что-то мне подсказывает, что эти крепости живописнее снаружи, чем внутри. Пока что меня чутье не подводило. Обошли крепость и вернулись в машину —
© puerrtto. livejournal.com
© puerrtto. livejournal.com
Минут через двадцать после Ибри опять крепость, но найти ее название не удалось. На карте обозначена просто как «Кал’а», что по-арабски переводится как «крепость». Но прикольная, согласитесь —
© puerrtto. livejournal.com
На часах почти шесть вечера, через час будет темно. До Маската порядка 200 километров. Взглянем на несколько симпатичных деревушек и двигаемся в столицу?
© puerrtto. livejournal.com
Крепости, либо сторожевые башни имеются в каждой деревне. Такие вот —
© puerrtto. livejournal.com
В другой деревне такие —
© puerrtto. livejournal.com
На финиковых пальмах замечены бангладешцы, стряхивающие финики на землю
© puerrtto. livejournal.com
Вкуснятина, уж я то знаю как выглядят зрелые и вкусные финики! Помните мою статью про израильский киббуц, где выращивают финики практически на минных поля на границе с Иорданией? Нет? Взгляните «Финики на границе».
© puerrtto. livejournal.com
Общительные и веселые бангладешцы угостили нас плодами своего труда. Вкусно —
© puerrtto. livejournal.com
В какой-то момент дорога стала грунтовой. Как бы не застрять в итоге, машина у нас далеко не внедорожник —
© puerrtto. livejournal.com
Километров двадцать так пелтяли, пыля по камням и песку —
© puerrtto. livejournal.com
Вроде бы признаки цивилизации на горизонте —
© puerrtto. livejournal.com
Уже почти восемь вечера, самое время было вернуться на асфальт. А то уж переживать начали —
© puerrtto. livejournal.com
Заправляемся на въезде в Маскат. Бензин тут стоит примерно как в России, 60 центов (0,23 оманских риала). Еще бы и зарплаты в России были как в Омане и совсем хорошо —
© puerrtto. livejournal.com
https://www.ridus.ru/news/285310
Статьи по теме:
- Места отдыха, которые вряд ли найдутся в путеводителе по России
- Получение К-ЕТА для посещения Южной Кореи: полное руководство для россиян
- Особенности отдыха в Дагестане: 4 момента которые нужно понимать туристам
- 10 самых красивых станций Транссиба
- Интересные факты о известных небоскребах
- Неизведанная Испания
- Хум: самый маленький город мира
- Южная Корея и ее «жемчужины»: что интересного ожидает туристов
- Это не то, что мы привыкли видеть: как живут обычные люди в Гонконге
- Зима! Фотографии России от Калининграда до Сахалина