В Стамбуле хочется увидеть все. Конечно же, первым пунктом должна стать Айя София. Скажем кратко: гениальное творение византийских мастеров VI века производит колоссальное впечатление. Снаружи она выглядит тяжеловатой из-за массивных каменных конструкций, усиливших здание в XVI веке. Но какое пространство внутри, какая легкая устремленность ввысь! Кажется, что гигантский купол не опирается на мощные пилоны, а парит в воздухе.

Храм украшают мозаики и росписи, разноцветная облицовка, ажурная каменная резьба. После завоевания Константинополя в 1453 году султан Мехмед Завоеватель, пораженный красотой собора, сделал его главной мечетью своей новой столицы. Мозаики и живопись были скрыты под штукатуркой (но не уничтожены), и храм продолжал жить, восхищая теперь уже правоверных мусульман. А они умели ценить (и создавать) прекрасное. В новейшее время штукатурку удалили. Указом президента Ататюрка Айя София была превращена в музей, один из самых посещаемых в мире. Древнее здание нуждается в постоянной реставрации, и сегодня там работают специалисты. Многое скрыто лесами. С одной стороны, это печально, с другой — видно, что государство заботится о сохранении этого ценнейшего памятника мировой культуры.

Зато великолепные, недавно отреставрированные византийские мозаики и фрески во всей красе можно увидеть в музее Карийе. Этот православный храм Христа Спасителя в Хоре (то есть «за городом») был также превращен в мечеть, и великий везир султана Баязида II Хадым Али-паша (вечная ему благодарность) приказал замазать мозаики и росписи. Когда штукатурку сняли, открылись непревзойденные творения византийского искусства.

Первоначально завоеватели превращали в мечети православные храмы, но очень скоро началось строительство новых сакральных зданий. Многие из них стали подлинными архитектурными шедеврами. Незабываемое впечатление производит находящаяся неподалеку от Айя Софии мечеть Султан Ахмед. Правивший Османской империей в начале XVII века султан Ахмед I был одержим мечтой построить храм более прекрасный, чем Айя София. Именно такую задачу он поставил перед архитектором Мехмедом, учеником великого Синана, выделив на это колоссальные средства из личной казны. И через семь лет напротив Айя Софии возникло чудо архитектуры — мечеть с шестью минаретами.

Ее интерьеры украшают десятки тысяч изникских изразцов, голубой цвет которых и дал второе название мечети — Голубая. В огромный молельный зал естественный свет проникает через множество окон, украшенных разными витражами. Попав внутрь, ощущаешь полное отстранение от внешней суматохи и шума большого города, постепенно погружаешься в сосредоточенную тишину и спокойствие. Мудрые хозяева сделали все, чтобы приезжие смогли приобщиться к красоте их святыни. Соблюдая нехитрые правила приличия, вне часов молитвы в Голубую мечеть может войти каждый.

Мечетей в Стамбуле без счета, одна другой красивее: мечеть Шахзаде, Соколу-Мехмед-паши, Баязид, Лалели (Мечеть тюльпанов), Новая мечеть, мечеть-малютка Бурмалы… Но самая грандиозная — Сулеймание. В середине XVI века Великий султан Сулейман I повелел построить ее Великому архитектору Сина-ну. За свою долгую жизнь этот зодчий возвел в разных частях империи множество зданий: мечетей, дворцов, медресе, больниц, караван-сараев, мостов и акведуков. Сулеймание — вершина его творчества. Она величественно возвышается над городом, подпирая своими минаретами небо. Вокруг мечети — ряд зданий: медресе, караван-сарай, медицинское училище и больница, бани, кухни. Рядом мавзолей султана Сулеймана I и его любимой жены Роксоланы. А неподалеку — очень скромная гробница самого архитектора. В молодости он был янычаром, а потом стал великим зодчим. Так рассудил Аллах.

В комплекс Сулеймание входят бани Декмеджи-лер, первоначально предназначавшиеся для правоверных. Сегодня основные их посетители — туристы. Вообще бань-хамамов в Стамбуле много, они были неотъемлемой частью средневековой турецкой культуры.

У мусульман к воде отношение особое, отсюда также и большое количество старинных фонтанов, многие из которых напоминают богато украшенные павильоны. Пожалуй, самый красивый — фонтан султана Ахмеда III, возведенный в 20-х годах XVIII века у главного входа во дворец султанов Топкапы, который приехавшему в Стамбул туристу просто невозможно обойти стороной. Собственно, это не дворец в нашем понимании, а целый небольшой город. Строить его начали еще в XV веке, вскоре после завоевания Константинополя, и продолжали до конца XVIII века. Это был центр управления всей огромной империей. Здесь или рядом размещались главные государственные учреждения — финансовое управление, управление землями и имуществом, государственный совет при султане — Диван, государственная канцелярия, монетный двор, арсенал. Здесь же, естественно, находились и главная резиденция султана, его гарем и личная казна. Поблизости — казармы янычар и дворец великого везира. Сегодня все эти здания входят в огромный музейный комплекс, на посещение которого надо потратить целый день.

Архитектурные изыски турецких мастеров, узоры изразцов, легкие павильоны, фонтаны, красивый парк и захватывающая панорама Босфора — в Топ-капы всем этим можно любоваться бесконечно. В здании Дивана меня восхитило нехитрое изобретение — забранное позолоченной решеткой оконце, через которое султан, будучи невидимым, наблюдал за ходом заседаний. И министры никогда не знали точно: контролирует их владыка или нет.

©




Статьи по теме: