Сегодня мы побываем в самой Вологде. Но не совсем обычным способом, а в рамках речного круиза из Москвы в Санкт-Петербург по Волге и Волго-Балтийскому водному пути. 
Круизные суда нередко включают Вологду в свои экскурсионные программы — при этом круизный теплоход стоит в Горицах, Кузино или Шексне — туристических пристанях на Волго-Балтийском водном пути — а туристов везут в расположенную чуть в стороне Вологду на автобусе.
Автор URITSK

 


Вологда — один из красивейших городов Русского Севера, столица огромного, достаточно малонаселённого но очень красивого края, протянувшегося с севера на юг на 300 километров, а с запада на восток — аж на 650 километров. Вологодская область — это и бескрайние северные леса, и полноводные реки, и индустрия Череповца, и Рыбинское водохранилище на Волге и Шексне, и Волго-Балтийский водный путь, и юг Онежского озера, и Великий Устюг в истоке Северной Двины, и древние Кирилло-Белозёрский и Ферапонтов монастыри, и много других памятников культуры Русского Севера.

 


Вчера поздно вечером теплоход вошёл в Рыбинское водохранилище, образованное расположенными близ города Рыбинска плотинами на реках Волге и Шексне, и повернул с волжского судового хода на трассу, ведущую на север, в сторону Череповца.
За ночь теплоход пересекает Рыбинское водохранилище с юга на север, и следующее утро встречает в шлюзе Шекснинского гидроузла, одного из важнейших сооружений Волго-Балтийского водного пути. Шекснинская ГЭС подняла уровень в реке Шексне на 11 метров, причём в состав огромного водохранилища вошло и очень крупное Белое озеро, уровень которого поднялся на 2 метра, а объём воды увеличился вдвое. Шекснинское водохранилище обеспечивает судоходство на Волго-Балтийском канале — создаёт транзитный глубоководный путь по реке Шексне, Белому озеру, и далее водораздельному участку Волго-Балтийского канала, проходящего по углубленным и расширенным руслам рек Ковжи и Вытегры; обеспечивает необходимый подпор для питания шлюзов и гидроузлов Онежского склона Волго-Балта.

 


В составе Шекснинского гидроузла два параллельных судоходных шлюза — старый, открытый в 1964 году одновременно с открытием Волго-Балтийского водного пути, и более новый, построенный в 1980-1994 годах в связи со значительным ростом грузооборота по Волго-Балту. Мы совершили шлюзование в новой камере шлюза.

 


Парусник у Шекснинского гидроузла с верховой стороны.

 


Закончив шлюзование, теплоход останавливается у пристани посёлка Шексна, откуда туристов везут на автобусах в Вологду. Подробно про этот чудесный город мне врядли есть смысл писать. Ограничусь фотографиями исторического ядра, сделанными на центральной площади и с колокольни Софийского собора Вологодского кремля.

Вологодский кремль был основан как крепость в 1567 году по приказу Ивана Грозного. Сегодня крепостных стен и оборонительных сооружений как таковых не осталось, а на бывшей территории кремля до наших дней сохранились несколько других построек того же периода — Софийский собор, колокольня, Воскресенский собор и комплекс Архиерейского двора. На башню колокольни Софийского собора можно подняться — оттуда открываются красивые панорамы Вологды.

 


Вологда с высоты птичьего полёта. Сентябрь, начало «Золотой осени»… Красота! :))

 

 

 

 
 

Церковь Александра Невского.

 

Скульптура «Девушка-муза».

 


Памятник уроженцу Вологды поэту К.Н. Батюшкову.

 


Церковь Иоанна Златоуста на противоположном берегу реки.

 


Вологда расположена по берегам одноимённой реки. Речка Вологда небольшая, но судоходная. Здесь есть крупная грузовая пристань и пассажирский речной вокзал. Сразу за городом река Вологда впадает в Сухону, крупную реку Русского Севера, левую составляющую Северной Двины. По Вологде и далее Сухоне проходит судоходный путь на Северную Двину и далее до Белого моря и Архангельска, кроме того, Сухона через Кубенское озеро и Северо-Двинский канал связана с Шексной и Волго-Балтийским каналом, одним из самых важных и оживлённых водных путей нашей страны.

По Северо-Двинскому каналу, Вологде, Сухоне, Северной Двине и рекам её бассейна ходят относительно небольшие суда, в основном небольшие баржи с лесом. До недавнего времени существовали и многодневные круизные маршруты — на теплоходе «Николай Яковлев». Это небольшое судно с малой осадкой совершало с туристами уникальные экспедиционные круизы из Вологды по Сухоне, Северной Двине, Вычегде (аж до Сыктывкара!), Северо-Двинскому каналу, мелководным обводным каналам Ладожского и Онежского озёр, Волхову, озеру Ильмень и рекам его бассейна. Всё это уникальные, потрясающе красивые и редкопосещаемые уголки Русского Севера!

К сожалению, сегодня из-за нерентабельности этих круизов больше нет, и теплоход «Николай Яковлев» сейчас не работает.

 


Совершив прогулку по Вологде, на автобусе возвращаемся в посёлок Шексна, где у пристани нас ожидает большой круизный теплоход, следующий по маршруту Москва — Санкт-Петербург. Отправление от пристани Шексна на закате.

 


Сентябрь. Дождь прошёл. Осталась радуга.

 


Полуразрушенная Запогостская церковь. Построенная в 1802 году, в 1961 году она была затоплена водами Шекснинского водохранилища при строительстве Волго-Балтийского канала. Это фото 2011 года, а в 2013 году из-за размыва колокольня этой церкви обрушилась. На трассе Волго-Балтийского водного пути на Вологодчине есть и ещё одна похожая полузатопленная церковь — у села Крохино, неподалёку от истока Шексны из Белого озера.

 


Закат!

 

Теплоход покидает пристань Шексна и продолжает путь по Волго-Балтийскому водному пути. За ночь мы пройдём Шекснинское водохранилище и пересечём Белое озеро. В следующем посте я более подробно расскажу о Волго-Балтийском водном пути как в широком, так и в более узком смысле, напишу о водораздельном участке Волго-Балтийского канала, Новинкинской лестнице шлюзов, при помощи которых крупные суда типа «река-море» спускаются к Онежскому озеру, а ещё покажу несколько фотографий города Вытегра, важного узла на трассе как старой Мариинской водной системы, так и нынешнего Волго-Балтийского водного пути.

http://tursputnik.com/2019/05/chto-posmotret-i-kuda-shodit-v-vologde-gde-gde-gde.html

 

©




Статьи по теме: